Долг как смертный грех
О христианстве и долговых отношениях рассказывает С. Б. ПАХОМОВ, д. э. н.
Галилейские корни
Ряд выдающихся историков христианства, в том числе и Эрнест Ренан, убеждены в том, что в первой половине I века нашей эры в Палестине, преимущественно в Галилее, действовал странствующий учитель по имени Иисус (Иешуа), который имел в своем образе жизни и общественном статусе много общего с другими религиозными пророками своей эпохи. Здесь уже с VI века до нашей эры на базе монотеистической религии — иудаизма и его ветхозаветных священных книг — постоянно возникали эсхатологические идеологические течения и социальные движения, направленные на создание «царства божьего» на земле. В связи с многократными насильственными переселениями иудеев из Палестины в другие страны Древнего мира ветхозаветные идеи получали все более широкое распространение, и количество неортодоксальных иудейских сект множилось. Распространялись мистические ожидания абсолютного «светлого будущего», ожидания прихода спасителя мира, мессии, для учреждения нового и безупречно справедливого порядка на земле. Сам Иисус, однако, не входил ни в одну из многочисленных аскетических иудейских религиозных сект. Среда, из которой он вышел и которая первой приняла его проповедь, это галилейские бедняки, попавшие под социально-экономический гнет Рима и собственных богачей. Кроме того, они подвергались интенсивному идеологическому давлению официальной иудейской религии, которое они отвергали и которому сопротивлялись.
Иисус основал собственную небольшую общину духовных последователей и объявил себя носителем и провозвестником наступающего мессианского времени. Его проповедь стала зерном учения, обращавшегося прежде всего к умам и сердцам неимущих. Среди них оно находило наибольший отклик и поддержку. Христианское учение принципиально обращалось ко всем категориям палестинского общества, включая и «нечистых», религиозно отверженных лиц. «Где нет ни Еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос». Этот тезис в итоге через несколько столетий проложил христианству дорогу к завоеванию душ всего населения Римской империи. Поэтому его последователи и смогли обратить в недалеком будущем проповедь этого учения ко всем народам мира и превратить локальное галилейское сектантское религиозное движение в мировую религию Средиземноморья и одну из мировых религий современного мира.
В евангельских притчах и проповедях Христа и его последователей-апостолов нет однозначного одобрения или осуждения ростовщичества и практики взимания процентов по ссудам, как нет и развернутого регулирования долговых отношений, содержащегося в Законах Моисея. Так, в Евангелии от Луки приводится притча, которую Христос поведал своим последователям о властителе, отдавшем серебро трем своим рабам с поручением пустить его в оборот. Рабы, приумножившие серебро, были вознаграждены, а раб, который просто сохранил мину серебра в неприкосновенности, был наказан. «Для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? <...> Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет».
Формирование доктрины «прощения долгов»
Однако в период, последовавший за падением Западной Римской империи, распространившаяся по Европе христианская доктрина раннего Средневековья, основываясь как на текстах Моисея в Ветхом Завете, так и на приведенном в том же Евангелии от Луки высказывании Христа: «И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за это благодарность? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего...», создала стройную систему аргументации, запрещающую давать в долг под проценты и рассматривающую ростовщичество как смертный грех, который ведет к гибели души. «Это был мир, в котором алчность, буржуазный грех, являющийся матерью ростовщичества, узурпировала трон самого главного из Семи Смертных Грехов». Апостол Павел в своих посланиях приравнивал лихоимцев к категории людей, с которыми христианам запрещалось общение. «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют». Косвенным приговором ростовщичеству звучат следующие слова апостола Павла: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие...». Ему вторит апостол Матфей (бывший сборщиком налогов до встречи с Иисусом): «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будете ненавидеть, а другого любить... Не можете служить Богу и мамоне (богатству)». Эти же слова приводит апостол Лука. Молитва «Отче наш» однозначно указывает христианам на необходимость прощения долгов: «...И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему...». Кульминацией, несомненно, является знаменитая евангельская история об изгнании менял из храма: «Пришли в Иерусалим. Иисус, вошед в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков (менял) опрокинул...».
Каноническая доктрина как порождение экономики
Учение отцов церкви в скором времени фактически стало европейской средневековой экономической доктриной, которая являлась отражением хозяйственной и социальной жизни варварских государств Западной Европы того времени, возникших на обломках Западной Римской империи. Социальный и экономический порядок раннего Средневековья воспринимался людьми того времени как естественный порядок и базировался на полной самоидентификации индивида с определенным географическим ареалом, социальным сословием, видом хозяйственной деятельности, кланом, религией. Каждый индивид был навеки прикован к своей, предопределенной рождением, роли в социальном и экономическом порядке, которая оставалась с ним (за редчайшими исключениями) пожизненно. Экономическая и социальная жизнь каждого регулировалась жестким сводом правил и обязательств, охватывающих все сферы деятельности. У отдельного человека практически не было возможностей перехода из одного сословия в другое. Такая полная самоидентификация и ощущение предопределенности своей личной судьбы в психологическом отношении создавала у них чувство принадлежности к обществу и ощущение безопасности. Человек мог страдать от голода и угнетения, но он не испытывал чувства отчуждения и одиночества. Экономическая конкуренция была неразвита. Каждый член общества рождался и жил в определенном четко ограниченном социальном сословии, которое давало и предопределенное экономическое положение, сопровождавшееся предопределенным кругом прав и обязанностей перед теми, кто стоял выше в социальной иерархии. Церковь предусматривала и одобряла только две базовые морально-нравственные основы и цели экономической деятельности людей: экономические интересы индивида должны подчиняться истинной цели его жизни, которая заключается в спасении души для последующей вечной загробной жизни; экономическое поведение личности подчиняется строгим требованиям религиозной морали. Нет места для экономической активности, которая не служит целям религиозной морали. Церковные мыслители Средневековья рассматривали современное им общество как единый духовный организм, а не как экономический механизм. Экономическая активность должна быть контролируема и подавляться во имя духовных целей, служа лишь инструментом их достижения.
Духовная организация придавала единство и социальному строю во всей Западной Европе, и регулированию всей экономической деятельности. «Купец, посещая иностранный город, или ремесленник, находясь в отдаленном городе, находили те же стеснения или те же льготы, которые были знакомы им дома. <...> Одинаковые канонические правила, одинаковые торговые законы, преобладая на обширном пространстве, <...> были во всеобщем распространении. Христианство, хотя и разбитое на много политических частей, составляло одно организованное общество для всех целей экономической жизни. <...> Христианская доктрина о ценности и христианское осуждение прибыли на счет другого человека оказали влияние на всю организацию городской жизни и на урегулирование <...> торговли».
Христианская каноническая доктрина раннего Средневековья признавала только две отрасли производства: сельское хозяйство и обработку даров природы (ремесленный труд в рамках замкнутого домашнего хозяйства). В этом она близка взглядам Аристотеля и других экономических мыслителей Античности, которые в качестве почетного занятия признавали только труд земледельца. Торговля совершенно не признается, она запрещена как духовенству, так и мирянам. Тем более враждебно каноническая доктрина относилась к ссудному проценту. Занятие ростовщичеством является предосудительным, так как в этом случае человек получает больше, чем дал, что противоречит основным принципам учения церкви. Взимание процента является несправедливым действием, результатом жадности, эксплуатацией нуждающихся. Поэтому ссудный процент запрещен не только духовенству, но и мирянам. Духовенству каноническое законодательство угрожает лишением сана, а мирянам — отлучением от церкви, к чему присоединялись затем и светские наказания.
Могущественное орудие духовной кары и отлучения, которое церковь вручила духовенству, заставляло всех принимать экономический и социальный порядок, установленный в Риме. Судебная система канонического права, распространенная во всем католическом мире, ведала не только вопросами веры и религии, но и сугубо экономическими проблемами. Ее юрисдикции подлежали вопросы торговли, взимания ссудного процента, торговой этики, вопросы наследования имущества, законы о браке.
Христианская каноническая доктрина логично вытекает из экономического разорения и упадка, которые переживала Западная Европа в
Бегство от свободы в долговое рабство
Западные летописи, законодательные акты и частноправовые документы открывают основополагающее явление средневековой европейской жизни, которое имело место во всех слоях общества. Это широко распространенное явление коммендации, или добровольной отдачи себя и своих близких в зависимость от более сильного землевладельца. По сути это означало добровольный переход в долговую кабалу. В основе общего стремления к долговой кабале со стороны отдельных лиц и целых классов лежали тяжелейшие условия жизни и отсутствие средств для осуществления гражданских прав. Крайняя бедность, невозможность избежать голодной смерти, отсутствие защиты от притеснений сильных соседей, особенно крупных землевладельцев, которые творили неправый суд, тяжелые подати, воинская повинность — таковы были повседневные обстоятельства жизни раннего европейского Средневековья, отражаемые в кабальных актах. Весь строй государства приближался к такому состоянию, при котором не оставалось места для иных форм экономических отношений, кроме отношений зависимости. Этот обычай был настолько распространенным и так соответствовал тогдашним социально-экономическим условиям, что европейские законодательные кодексы раннего Средневековья (Салическая правда, Саксонская правда, Фризская правда, королевские акты) не допускали иного состояния, кроме зависимого, и признавали законность самоотдачи в долговую кабалу. «Всем дозволяется держать в своей коммендации свободных людей», — говорится в одном из распоряжений Карла Великого. Типичный акт долгового закабаления того времени доносит до нас чувство полной безнадежности средневекового европейца и его стремление обменять свою личную свободу на гарантированное, пусть и ничтожное, место в социальной иерархии общества, а значит, и получить гарантии физического существования: «Ведомо всем, что великая бедность и тяжкие заботы постигли меня, и я не имею ни пищи, ни одежды, потому по просьбе моей ты не отказал в крайней моей бедности дать мне из своих денег (столько-то) солидов, а мне нечем их уплатить. Я и просил тебя совершить закабаление моей свободной личности, чтобы отныне ты имел полную свободу делать со мной все, что ты имеешь право делать со своими прирожденными рабами, именно: продавать, выменивать, подвергать наказанию». Последствия добровольной коммендации имели особо важное значение для всего последующего западноевропейского развития. В области земельных отношений оно привело все крестьянское население к зависимости от помещика-землевладельца. На всем пространстве Западной Европы к VIII веку складывается один и тот же тип экономических отношений: крупное феодальное хозяйство и вокруг него — зависимые от помещика крестьянские селения, обитатели которых находятся в коммендации у сеньора и несут разные натуральные и денежные повинности в его пользу. Существовало и обратное течение, нередки были случаи выхода крестьян на свободу, однако тяжелейшие экономические условия вновь вынуждали свободного человека искать себе господина и защитника. Фактически это означало свободу смены кабальной зависимости путем перехода от одного феодала к другому. Типичный правовой памятник того времени гласит: «Если тебе случится для защиты своих прав гражданских прибегнуть под покровительство Церкви или кого найдешь удобным, то имеешь к этому полную свободу». Условия экономического развития раннего европейского Средневековья неумолимо разрушали мелкое землевладение. Королевская власть осознавала негативные последствия этого явления и начиная от Карла Великого пыталась противостоять ему. Неоднократно принимались королевские указы, запрещающие феодалам насильственно скупать крестьянские земли, принуждать крестьян к кабале, отменяющие кабальные акты. Однако это не давало положительных результатов, поскольку феодалами такие указы просто саботировались. Падение роли пехоты, основой для которой служило мелкое свободное крестьянство, и переход в военном деле к использованию тяжеловооруженной конницы вызвали необходимость усилить роль служилого сословия из числа мелких и средних феодалов, которым раздавались земли в обмен на обязательство несения королевской военной службы. Это окончательно разрушило остатки свободной крестьянской общины в Западной Европе.
Кредитных отношений в первые века Средневековья в Европе практически не было. Займы являлись не частью нормальной кредитной системы, а скорее исключительным явлением, когда заемщик прибегал к ним только в случае крайней необходимости. Имели место их зачатки, когда при сделке купли-продажи покупатель имел право заменить отданный при уплате в качестве эквивалента цены предмет другим. Таким временно отчуждаемым эквивалентом в то время могло быть только движимое имущество или сам человек, поступавший в кабалу. Он содержался кредитором в оковах, в случае невыкупа мог быть продан или убит. В частности, Салическая правда, составленная на рубеже
1 Провозвестник — тот, кто (или что) возвещает, предсказывает будущее.
2 Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. Послание к колоссянам. Гл. 3, ст. 11. М.: Российское библейское общество, 2002. С. 245.
3 Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. Евангелие от Луки. Гл. 19, ст. 23. М.: Российское библейское общество, 2002. С. 90.
4 Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. Евангелие от Луки. Гл. 6, ст. 34, 35. М.: Российское библейское общество, 2002. С. 70.
5 Le Goff, Jacques. Your Money or Your Life. Economy and Religion in the Middle Ages. NY, 1990. P. 10.
6 Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические.
7
8 Евангелие от Матфея. Гл. 6:24.
9 Евангелие от Луки. Гл. 16:13.
10 Евангелие от Марка. Гл. 11, 15.
11 Fromm, Erich. Escape From Freedom. NY: Avon Books, 1969. P.
12 Tawney, R. H. Religion and the Rise of Capitalism. London: Peregrine Books, 1987.
P.
13 Каннингем У. Западная цивилизация с экономической точки зрения: Средние века и Новое время. Изд.
14 Braudel, F. Civilization & Capitalism 15th—18th Century. Volume 2. The Wheels of Commerce. London, 2002. P.
15 Успенский Ф. И. История Византийской империи. М.: Астрель, 2001. Т. I. С. 25.
16 Кулишер И. М. История экономического быта Западной Европы. Т. 1. Челябинск: Социум, 2004. С. 70.
17 Успенский Ф. И. Указ. соч. С. 26.
18 Успенский Ф. И. Указ. соч. С.
19 Tawney, R. H. Op. cit. P. 56.
20 Кулишер И. М. Указ. соч. С. 131; Хрестоматия по истории государства
и права зарубежных стран. Под ред. Н. А. Крашенинникова: в двух томах. Том 1. Древний мир и Средние века / Саксонское зерцало. Ст. 39. М., 2004. С. 656.
21 Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Под ред. Н. А. Крашенинникова: в двух томах. Том 1: Древний мир и Средние века / Салическая правда. L. Об обязательстве, LII. О займе. М., 2004. С.