Социальное страхование в России: прошлое и настоящее
Советские реформаторы, разрушая систему социального страхования, полагали, что оно должно трансформироваться в социальное обеспечение, которое «является высшей ступенью в области страхования и соответствует социалистическим формам хозяйства»[1].
Управление социальным страхованием в России в 1918–1921 годах. Период «военного коммунизма»
Значительным шагом к трансформации системы социального страхования было принятие Положения о социальном обеспечении трудящихся, утвержденное Совнаркомом 31 октября 1918 года. В соответствии с ним основным государственным органом, на который советская власть возложила работу по осуществлению социального обеспечения, был Народный комиссариат труда РСФСР (НКТ) и созданный в его структуре Отдел социального обеспечения и охраны труда. Название отдела было не случайным. Реформаторы видели тесную взаимосвязь между охраной труда и социальным обеспечением. В материалах Всероссийского съезда по социальному обеспечению и охране труда, состоявшегося 23 сентября 1919 года, по этому поводу отмечалось, что ввиду «неразрывной связи между социальной охраной и социальным обеспечением трудящихся, необходимо работу в обеих этих областях целесообразно координировать. Вся она должна быть сосредоточена в едином органе...»[2] При Отделе социального обеспечения и охраны труда НКТ создавался Всероссийский фонд социального обеспечения, из которого трудящимся выделялись средства на существование в период утраты ими трудоспособности при болезни, увечьях, родах, безработице и т. д. В фонде должна была накапливаться и рационально расходоваться на указанные цели добавочная к заработной плате рабочих часть средств. Размер этой части средств находился в прямой зависимости от условий труда трудящихся. Чем лучше условия труда и здоровье трудящихся, тем дольше сохранится их работоспособность и будет меньше перерывов в трудовой деятельности рабочих. В итоге количество произведенных ими продуктов труда значительно возрастет, что приведет к увеличению средств, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей людей.
Хорошо поставленная работа по охране труда, по мнению теоретиков собеса, должна оздоравливать условия жизни и труда людей и обеспечивать ослабление действия факторов социального риска — болезней, увечий, профессиональных заболеваний и т. п. А значит, и расходы на социальное обеспечение трудящихся в период их нетрудоспособности будут сокращаться.
В тезисах по докладу заведующего подотделом социальной охраны труда доктора А. Л. Гельфера «Охрана труда в Советской России и связь ее с социальным обеспечением» на упомянутом страховом съезде отмечалось, что "при обсуждении путей социального обеспечения трудящихся, мы всегда должны помнить, что первой заботой должно быть изыскание путей и способов предупреждения заболеваемости, увечности, инвалидности и смертности. Поскольку удается улучшением условий труда и жизни трудящихся понизить заболеваемость, увечность и смертность и отдалить наступление инвалидности, значительно уменьшается запрос на социальное обеспечение и суживаются его рамки... в данном случае весьма серьезное внимание должно быть направлено на социальную охрану труда как профилактическую меру, а затем уже приходится иметь дело с неизбежной необходимостью в социальном обеспечении.. При правильной постановке социальной охраны труда несомненно можно достигнуть очень больших результатов в смысле значительного уменьшения человеческих страданий и уменьшения затрат на нужды социального обеспечения»[3]. При этом, по мнению А. Л. Гельфера, «социальная охрана трудящихся безусловно должна предшествовать социальному обеспечению»[4].
В своей работе «Пролетарская революция и социальное обеспечение трудящихся» А. Л. Гельфер, излагая конкретные направления действий по охране труда, писал: "Мы должны регулировать рабочий день, должны перестроить полученные по наследству от капиталистического строя заводы и фабрики так, чтобы они не калечили рабочих и не сводили их преждевременно в могилу. При новом строительстве необходимо применить все средства науки и техники к созданию таких фабрик, заводов и мастерских, в которых работа не изнуряла бы работников, не делала бы их преждевременно нетрудоспособными, а наоборот, способствовала бы укреплению их тела и духа... таким путем, и только, возможно, с одной стороны, поднять производительность труда, а с другой стороны, благодаря улучшению условий труда и жизни трудящихся, можно предупредить преждевременное изнашивание организма. Таким образом постепенно будет уменьшаться та часть продуктов производства, которая должна идти на долю нетрудоспособных, и в конце концов мы должны прийти к тому, чтобы иметь дело только с нетрудоспособностью, обусловленной естественным изнашиванием организма, то есть старостью"[5].
Для реализации задач, вытекающих из упомянутого Положения, необходимо было построить соответствующую организационную структуру управления социальным обеспечением по всей стране. Выстраивая ее, заведующий отделом социального обеспечения и охраны труда НКТ Н. Милютин отмечал, что "органы социального обеспечения и охраны труда должны являться органами государственной власти, и вместе с тем они должны строиться не путем назначения сверху, хотя бы и органами политической власти пролетариата, а путем избрания их широкими экономическими организациями — профессиональными союзами"[6].
За две недели до утверждения Положения о социальном обеспечении трудящихся 16 октября 1918 года Нарком труда В. Шмидт утвердил новую организационную структуру отделов труда в губерниях и уездах. Они разделялись на три категории. К первой относились губернские отделы труда, которые руководили сетью всех уездных отделов труда и несли ответственность за всю работу на территории губернии. Ко второй категории относились отделы труда, в которых наемным трудом было занято свыше 15 тысяч человек. В третью категорию входили отделы с численностью обслуживаемых ими трудящихся до 15 тысяч человек. В структуре отделов труда в зависимости от их категории создавались подотделы: социального обеспечения и охраны труда, финансовый, учета и распределения рабочей силы, статистический, тарифно-нормировочный, а также секретариат, в ведении которого находились хозяйственная и инструкторская работа. В губернских городах городские подотделы социального обеспечения и охраны труда не создавались. Их функции возлагались на губернские подотделы.
Подотделы социального обеспечения и охраны труда губернских отделов труда осуществляли руководство уездными подотделами социального обеспечения и охраны труда и контроль за их деятельностью, создавали общие для уездных подотделов социальные учреждения (инвалидные дома, клиники, склады, культучреждения и др.). Далее в структуре подотделов учреждались секции: пенсий и пособий, социальной охраны труда, экспертизы и контроля, помощи натурой, секретариат и организационно-контрольная секция. Затем секции делились на подсекции[7].
Первичным низовым звеном организационной структуры управления социальным обеспечением были пункты подотделов социального обеспечения и охраны труда[8]. Они в свою очередь разделялись на три категории и на два разряда в зависимости от числа лиц, подлежащих социальному обеспечению. Пункты первой категории имели в своей структуре самостоятельное отделение по выдаче и учету пособий и пенсий, рабочую комиссию по делам пособий и пенсий, контрольную комиссию и инспекцию. Они принимали и регистрировали документы, вели расчеты и учет выдаваемых пенсий и пособий, производили их выплаты. В пунктах второй и третьей категорий самостоятельных отделений не было. Их деятельность носила обслуживающий характер, ограничиваясь приемом, регистрацией документов и направлением их для расчетов в пункты первой категории. Получив назад расчеты по пенсиям и пособиям, они производили их выплаты. Для руководства подотделами социального обеспечения и охраны труда местными советами (бюро) профсоюзов избирались коллегии в количестве от 3 до 7 человек, после чего их состав утверждался отделом труда местного Совдепа. Из своего состава коллегия избирала заведующего подотделом социального обеспечения и охраны труда и его заместителя. Затем из числа членов коллегии назначались заведующие секциями подотдела. Во главе пунктов местными подотделами социального обеспечения и охраны труда назначались заведующие.
Вместо прежних совещательных и коллегиальных органов — страхового совета, страховых присутствий и страховщиков в лице больничных касс, касс безработных, страховых товариществ, общих страховых касс были созданы исполнительные органы советской власти, ведающие всем делом социального обеспечения и охраны труда снизу доверху. Вся страна покрылась разветвленной сетью новых советских организаций социального обеспечения.
Их деятельность направлялась через профессиональные союзы. А. Л. Гельфер писал, что "работа по социальному страхованию не может вестись обособлено от работы общих экономических организаций пролетариата и должна быть согласована с работой этих организаций. Естественно, что экономические организации пролетариата — профессиональные (производственные) союзы, на которые падает вся работа по организации производства на новых началах и в полном объеме, должны включить в круг своей деятельности и работу по социальному обеспечению трудящихся"[9].
Профсоюзы формировали органы управления социальным обеспечением. Персональный состав Отдела социального обеспечения и охраны труда НКТ РСФСР избирался Всероссийским центральным Советом профессиональных союзов, а затем утверждался Народным Комиссариатом труда. На местах органы социального обеспечения и охраны труда избирались соответствующими советами профсоюзов и утверждались местными отделами труда Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Такой способ формирования органов управления социальным обеспечением и охраной труда, по мнению советской власти, придавал им большой авторитет среди рабочих и возможность успешно проводить в жизнь решения советского правительства по вопросам социального обеспечения.
Советские реформаторы видели в профсоюзах организацию, которая способна приблизить социальное обеспечение непосредственно к заводам и фабрикам и вовлечь в осуществление социального обеспечения широкие слои трудящихся, которые сами будут управлять обеспечением самих себя. Исключительно важная роль в этом деле отводилась комиссиям по охране труда (25 июня 1921 года переименованным в комиссии по охране труда и социальному обеспечению), действовавшим на заводах и фабриках при первичных организациях профсоюзов — фабрично-заводских комитетах. Н. А. Милютин писал по этому поводу, что «с вовлечением комиссий по охране труда в дело социального обеспечения им сразу же придется заняться большой практической работой, которая не только оживит их деятельность, но сделает их насущно необходимым органом в каждом предприятии и учреждении. Вся работа, которую в свое время выполняли больничные кассы, увеличенная в несколько раз благодаря введению новых видов социального обеспечения и вовлечению в сферу обеспечения не только рабочих, но и их семейств, должна выполняться комиссиями по охране труда»[10]. Функции названных комиссий постепенно расширялись, охватывая вопросы не только охраны труда, но и материнства, улучшения быта рабочих и их семей, охраны детства и т. д.
Если значительная часть функций ликвидированных страховщиков — больничных касс, страховых товариществ, касс безработных и общих страховых касс социального страхования — переходила к подотделам социального обеспечения и охраны труда, а также к упомянутым комиссиям по охране труда профсоюзов, то часть функций ликвидированных страховых присутствий передавалась губернским отделам труда Совдепов. Первоначально, в соответствии с постановлением НКТ от 16 сентября 1918 года «Об упразднении страховых присутствий», отделы труда определяли направления и осуществляли руководство всей страховой работой на территории губерний; наблюдали за исполнением страховых законов, осуществляли контроль за действиями страховых касс, издавали обязательные постановления, налагали штрафы за невыполнение страховых законов и обязательных постановлений, рассматривали требования и жалобы рабочих по страховым делам и т. д. Однако к концу 1919 года, с ликвидацией страховых касс, эти функции отделов труда отпали.
По Положению 1918 года социальному обеспечению подлежали все лица, источником существования которых являлся собственный труд без эксплуатации чужого, а также члены семьи трудящегося, ведущие домашнее хозяйство.
Доходная часть социального обеспечения до апреля 1919 года формировалась из взносов национализированных и частных предприятий, взносов ремесленников и сельских хозяев, пеней по просроченным платежам на социальное обеспечение и штрафов, налагаемых за нарушения Положения о социальном обеспечении трудящихся, из доходов с имущества и капиталов учреждений социального обеспечения. Основным источником поступления средств на нужды социального обеспечения оставались страховые взносы. Однако методика исчисления размера этих взносов отличалась от действовавшей ранее. До принятия Положения о социальном обеспечении трудящихся взносы исчислялись от действительного заработка работников, так как размер пособий определялся от уровня заработка работника. Сама система социального страхования, действовавшая в России, предусматривала страхование утраты заработка. Вводимое же в России социальное обеспечение "имеет целью не возмещение заработка во всех случаях его потери, а исходит из здорового принципа обеспечения трудящихся во всех случаях потери средств к существованию. Отныне трудящиеся не страхуются от риска потерять заработок, а часть своего труда употребляют на свое обеспечение в дни нетрудоспособности и своей вынужденной безработицы"[11]. По Положению от 31 октября 1918 года размер пособия зависел уже не от заработка, а от прожиточных норм конкретной местности, так как задача государства заключалась в обеспечении работающих средствами к существованию в указанных выше случаях. Отсюда вытекала "необходимость исчисления не по действующему заработку застрахованных, а по тем прожиточным нормам, которые положены в основу исчисления пособий и пенсий«[12].
На обеспечение материнства и безработицы взнос устанавливался Отделом социального обеспечения и охраны труда НКТ на один год вперед в виде единой ставки для всех предприятий, учреждений и хозяйств. На обеспечение по всем другим видам (временной нетрудоспособности, несчастном случае, инвалидности) он устанавливался местными подотделами социального обеспечения и охраны труда на основании особых тарифов — в зависимости от опасности и вредности производства в конкретной организации.
Все организации разделялись по степени опасности и вредности на 5 классов, которые подлежали ежегодному пересмотру[13].
1-й класс — учреждения и предприятия, в которых трудящиеся занимались интеллигентным трудом, и в которых работа продолжалась не более 6 часов в день.
2-й класс — учреждения и предприятия, в которых применялся физический труд и которые носили домашний или сельскохозяйственный характер.
3-й класс — предприятия безопасные, которые работали при помощи двигателей, машин или других сложных инструментов. Список таких безопасных отраслей производства определялся Отделом социального обеспечения и охраны труда НКТ.
4-й класс — предприятия средней опасности.
5-й класс — предприятия особо опасные. Их перечень также определялся упомянутым отделом.
Для каждого из классов устанавливались три разные тарифные ставки страховых взносов: наименьшая, средняя и наибольшая. Как правило, страховые взносы исчислялись по средней ставке. Но если то или иное предприятие отличалось особо благоприятными санитарно-техническими условиями, ему назначалась наименьшая ставка. Если же оно отличалось особо вредными санитарно-техническими условиями, то ему назначалась наивысшая ставка.
Ставки страховых взносов исчислялись с наименьшей заработной платы данной местности в процентах (табл. 1).
Таблица 1
Класс | Наименьшая ставка | Средняя | Наивысшая ставка |
1 | 19 | 20 | 21 |
2 | 20 | 22 | 24 |
3 | 22 | 25 | 28 |
4 | 25 | 28 | 32 |
5 | 28 | 32 | 38 |
Отделу социального обеспечения и охраны труда НКТ предоставлялось право устанавливать в виде дополнения к тарифам обязательные нормы скидок и надбавок, а также порядок их применения. Невнесенные в установленный срок взносы взыскивались по правилам, установленным для взыскания по бесспорным казенным требованиям. При этом кроме причитавшегося взноса с плательщиков взыскивалась пеня в размере от 15 до 100 процентов от просроченной задолженности в зависимости от длительности просроченного платежа. В случаях уклонения от уплаты взносов предусматривался штраф в размере десятикратной суммы подлежащих уплате платежей или лишение свободы виновных лиц на срок до 6 месяцев. Штрафы налагали местные подотделы социального обеспечения и охраны труда.
Средства, поступающие во Всероссийский фонд социального обеспечения, затем направлялись органами социального обеспечения и охраны труда на врачебную помощь и лекарства, денежные пособия и пенсии, на помощь натурой. Рассмотрим в отдельности каждый из перечисленных видов социального обеспечения.
Врачебная помощь
В течение всего периода нужды в ней включала в себя: первоначальную помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях, амбулаторное лечение и оказание помощи при родах, больничное (коечное) лечение, санаторно-курортное лечение, лечение в физиотерапевтических институтах, врачебную помощь на дому.
Организация врачебной помощи возлагалась на местные подотделы социального обеспечения и охраны труда. Кроме осуществления перечисленных выше видов лечения органы социального обеспечения и охраны труда должны были обеспечить соответствующие учреждения лекарственными, лечебными и перевязочными средствами, дополнительными продуктами питания, медицинской техникой и вспомогательными средствами (протезы, костыли и т. п.), необходимыми для успешного лечения.
Отделу социального обеспечения и охраны труда Народного Комиссариата труда предоставлялось право в целях экономии денежных средств ограничивать размеры пенсий и пособий. Однако в расходовании средств на восстановление трудоспособности никакой экономии не допускалось. Советской власти нужны были здоровые рабочие для восстановления разрушенного войной хозяйства и строительства коммунизма. Все затраты на восстановление работоспособности трудящихся считались обоснованными и целесообразными. Поэтому врачебная помощь в те годы развивалась всеми имеющимися средствами и по нескольким направлениям, о чем будет сказано ниже. Она была обязательной для трудящихся. Уклонение от лечения могло повлечь за собой временное лишение пособия или пенсии в полном размере.
Денежные пенсии и пособия
Эти средства выдавались лицам, лишившимся заработка вследствие временной или постоянной утраты трудоспособности, независимо от причины, ее вызвавшей (при общем заболевании, несчастном случае на производстве или в быту, рождении ребенка, при наступлении старости и т. п.), или безработицы (по причине закрытия предприятия или сокращения штата).
Пособия по случаю временной нетрудоспособности, сопровождающейся утратой заработка, выдавались местными подотделами социального обеспечения и охраны труда с первого дня нетрудоспособности по день ее восстановления или назначения постоянной пенсии (установления инвалидности). Учитывая, что целью социального обеспечения являлось не возмещение утраченного заработка, а «доставление средств к существованию», то размер пенсий и пособий устанавливался в зависимости от местных условий жизни трудящихся, то есть в размере заработка, но не выше максимального и не ниже минимального пособия. За минимальное пособие принималась минимальная тарифная ставка, а за максимальное — максимальная тарифная ставка, установленная НКТ для конкретной местности.
Пособия по случаю материнства выдавались женщинам, занимающимся физическим трудом, за 8 недель до и 8 недель после родов, прочим — за 6 недель до и 6 недель после родов в том же размере, как и при временной нетрудоспособности.
Кроме того, кормящим матерям в течение 7 месяцев со дня прекращения выплаты пособия после родов выдавалось пособие на кормление ребенка в размере 1/4 полного пособия роженицы, а также дополнительное одноразовое пособие в размере 15-кратного минимального дневного пособия.
Пособие на погребение застрахованного выдавалось лицам, хоронившим умершего, в размере 30-кратного дневного минимального пособия.
В случае полной или частичной постоянной утраты трудоспособности, независимо от причин, ее вызвавших (болезнь, увечье, старость, профессиональное заболевание и т. п.), назначалась пенсия на период до восстановления трудоспособности или смерти застрахованного.
Так же как и при выплате пособий, размер пенсий был увязан не с прежним заработком работника, а определялся из прожиточных норм на конкретной территории. Обосновывая такой подход к исчислению пенсий, заведующий отделом социального страхования и охраны труда В. А. Зенькович писал, что "самый размер заработка должен перестать быть основой для определения размеров пенсии, иначе мы узаконяли бы страшную несправедливость, когда при одном и том же увечье пенсии назначаются разные. Основой для определения размеров пенсий должны служить, конечно, не получаемые рабочими оклады, а нормы прожиточного минимума«[14].
Размер месячной пенсии при полной утрате трудоспособности равнялся 25-кратному дневному нормальному пособию. А за нормальное пособие принимался средний заработок подлежащих обеспечению лиц в местности, где проживал получающий такую выплату. Далее расчет размера пенсии осуществлялся от полной пенсии в зависимости от процента утраты трудоспособности.
Лицам, утратившим от 15 до 29 процентов трудоспособности, пенсия выдавалась в размере 1/5 полной пенсии, от 30 до 44 процентов — 1/2 полной пенсии, от 45 до 60 процентов — 3/4 полной пенсии, свыше 60 процентов — выдавалась полная пенсия.
Что касается членов семьи застрахованных, то порядок их обеспечения существенно отличался от порядка, установленного изданными ранее декретами советской власти.
В историческом периоде, считавшемся непосредственно предшествующим коммунистическому строю, считалось, что не может быть трудоспособных граждан общества, живущих за чужой счет. Поэтому при определении круга обеспечиваемых лиц устанавливалось, что трудоспособные члены семьи трудящегося, ведущие домашнее хозяйство, подлежат страхованию на общих основаниях за счет главы семьи. Они приравнивались к домашним работникам. Страховые взносы за них уплачивал глава семьи.
Пенсии членам семьи по случаю смерти кормильца не выплачивались. Если после смерти трудящегося оставалась семья, то вдова и другие трудоспособные члены семьи не имели права на пенсию. Трудоспособные должны были работать наряду с другими членами общества и трудом добывать себе средства к существованию. Безработные получали пособие. Неработоспособные имели право на пенсию по инвалидности независимо от своих родственных связей с умершим. Престарелые отец и мать и другие нетрудоспособные члены семьи умершего получали государственное обеспечение. Уничтожалось понятие «живущих на иждивении», так как каждый трудоспособный должен был зарабатывать, а нетрудоспособный — получать государственное обеспечение.
В отношении несовершеннолетних детей вводилось их обеспечение пенсией или помещение в детские дома, дома ребенка, интернаты при школах и т. п. В случае передачи ребенка на общественное воспитание освободившаяся трудоспособная мать должна была работать. Если женщина сама ухаживала за детьми, то она рассматривалась как нетрудоспособная в смысле получения заработка, и ей выплачивалась пенсия на семью.
Пособие по безработице выдавалось местными органами социального обеспечения и охраны труда лицам, лишившимся работы по сокращению штатов или в связи с закрытием предприятия, в размере наименьшего пособия, установленного для соответствующей местности. При этом безработный должен был быть зарегистрирован в местном подотделе распределения рабочей силы отдела труда соответствующего Совдепа или в профессиональном союзе. Наличие и продолжительность безработицы устанавливались подотделами распределения рабочей силы, находившимися в структуре местных отделов труда, или профсоюзами на основании особых правил, издаваемых Отделом социального обеспечения и охраны труда Народного Комиссариата труда. Лица, уволенные за недобросовестное отношение к своим обязанностям, лишались права на получение пособия.
Положением о социальном обеспечении трудящихся предусматривалась полная или частичная замена пособий и пенсий помощью натурой. Этому виду социального обеспечения советская власть придавала особое значение, усматривая в нем будущую форму обеспечения членов общества при коммунизме. В. А. Зенькович писал: «...замена денежной помощи натуральной, что мы делаем по временам и теперь, станет общим правилом. Страхование работников перестанет быть особым родом деятельности, практической работой особой организации, потонув в общих заботах работников о самих себе, растворившись в общей организации общества... Обслуживание нужд нетрудоспособных или беспомощных членов общества будет совершаться в порядке текущей потребности коммун и на счет их общих потребительских фондов, на счет их общих запасов потребительских благ».
Помощь натурой была более частой и характерной для периода «военного коммунизма». В это время советские денежные знаки стремительно обесценивались, и денежные пособия теряли свое значение. Одновременно замена денег новыми натуральными формами обеспечения трактовалась советской властью как элемент приближающегося коммунизма.
Анализируя период «военного коммунизма», известный специалист по вопросам социального страхования Зинаида Теттенборн в 1929 году писала: "В области социального обеспечения денежные пенсии и пособия были заменены натуральным обеспечением. Полное натуральное обеспечение нуждающихся — вот задача, которую ставили себе тогда работники социального обеспечения«[15]. Помощь натурой оказывалась подотделами социального обеспечения и охраны труда при временной и постоянной потере трудоспособности, материнстве и безработице и в случаях смерти.
Заболевшие лица или беременные женщины могли быть помещены в больницы или другие учреждения с предоставлением им помощи в виде продуктов питания, одежды, топлива, фуража, хлеба, мебели, коммунальных услуг и т. п. Натуральная помощь предоставлялась также безработным. При таком обеспечении размер денежных пособий сокращался. Снабжение медикаментами, лечебными средствами и протезами не считалось натуральным довольствием и входило в обязанность органов социального обеспечения и охраны труда при организации врачебной помощи. Местным подотделам социального обеспечения и охраны труда предоставлялось также право заменять выдачу пенсий инвалидам помещением их в инвалидные дома на полное обеспечение или снабжать их некоторыми видами довольствия, сокращая при этом размер пенсии. Вместо пособия на погребение местные подотделы имели право принимать на себя организацию похорон умершего и сжигание трупов.
Кроме перечисленных видов обеспечения было введено особое обеспечение лиц, имеющих заслуги перед рабоче-крестьянской революцией и республикой.
Гельфер Абрам Львович, 1870–1927, доктор медицины. Окончил медицинский факультет Киевского университета. С 1890 года проживал в Петербурге, где работал врачом в одном из районов города. Принимал участие в революционном движении. Сотрудничал с газетой «Правда», участвовал в подготовке нелегальной политической литературы. А. Л. Гельфер был одним из первых работников больничных касс Петербурга. В 1919 году переехал в Москву, где работал в Народном комиссариате труда заведующим подотделом социальной охраны труда. На Первом Всероссийском страховом съезде он выступил с одним из основных докладов «Охрана труда в Советской России и связь ее с социальным обеспечением». В связи с реорганизацией Наркомтруда А. Л. Гельфер перешел на работу в Народный комиссариат здравоохранения. С 1922 по 1927 год возглавлял первичную организацию ВКП(б) Наркомздрава. Одновременно был членом Моссовета, председателем ревизионной комиссии Замоскворецкой районной парторганизации г. Москвы. Умер А. Л. Гельфер 6 января 1927 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
[1] 1 Данский Б. Г. Советское социальное страхование. Царские, меньшевистские и советские законы. М., 1922. С. 18.
[2] Материалы Первого Всероссийского Страхового Съезда 23 октября 1919 г. в Москве. Бюллетень Народного комиссариата труда. 1919. № 10. С. 49.
[3] Материалы Первого Всероссийского Страхового Съезда 23 октября 1919 г. в Москве. Бюллетень НКТ. 1919. № 10. С. 48.
[4] Там же. С. 4.
[5] Гельфер А. Л. Пролетарская революция и социальное обеспечение трудящихся. Петербург, 1919. С. 7–8.
[6] Милютин Н. По пути к светлым далям коммунизма. Петербург, 1919. С. 20.
[7] Положение о подотделах социального обеспечения и охраны труда отделов труда местных Совдепов. Собрание положений о местных подотделах социального обеспечения и охраны труда и их органах. Изд. НКТ, 1919. С. 5.
[8] Положение о пунктах подотделов Социального обеспечения и Охраны труда. Бюллетень НКТ. № 8–9. С. 93–95.
[9] Гельфер А. Л. Пролетарская революция и социальное обеспечение трудящихся. С. 12.
[10] Милютин Н. А. Социальное обеспечение рабочих. Вопросы социального обеспечения. 1921. № 2. С. 11.
[11] Гельфер А. М. Пролетарская революция и социальное обеспечение трудящихся. М., 1919. С. 6.
[12] Милютин Н. Проекты постановки социального обеспечения трудящихся. Вып. 3. Руководство о тарификации предприятий, учреждений и хозяйств по временному тарифу страховых взносов. М., 1918. С. 13.
[13] Временный тариф на социальное обеспечение трудящихся. Бюллетень НКТ. 1919. № 3–4. С. 82–83.
[14] Зенькович В. А. Задачи социального страхования в Советской России. М., 1918. С. 16.
[15] Теттенборн З. Советское социальное страхование. М., 1929. С. 74.