Послание из глубины веков

Не секрет, что в повседневной жизни, случается, вылетает из уст не очень приличное словосочетание. Откуда взялись эти выражения? Наверняка такой вопрос когда­нибудь задавал себе любой человек.

А. В. ЕРМАКОВА, кандидат экономических наук, доцент, заслуженный преподаватель МГУ им. М. В. Ломоносова

Анекдот времен «армянского радио» — чем отличается мат от диамата: что такое диамат[1], никто не знает, но делают вид, что знают все; что такое мат, знают все, но делают вид, что не знает никто. Времена изменились. Подзабылось, что такое диамат. Зато с матом все наоборот.

С заборов самые смачные матерные слова перекочевали в массовую печать и интернет. При этом не забыты и классики русской словесности: Пушкин, Лермонтов, Есенин и последующие. А чтобы малообразованный читатель не заблудился в смыслах некогда непечатных выражений, издательством «Колокол-Пресс» выпущен первый в мире толковый словарь русского мата[2].

Однако отношение к экспансии матерной лексики в жизнь и печатную литературу неоднозначно. Одни считают мат мусором. Другие, напротив, считают национальным богатством. Писатель Виктор Ерофеев утверждает, что главная наша валюта — русский язык «в объеме от высокого штиля до мата». И не только валюта, если вспомнить старый «производственный» анекдот о том, как приняли на предприятии закон, запрещавший мат на рабочем месте. Сразу упала производительность труда. Начальство спрашивает у мастера, почему. А тот отвечает: «Пока вспомнишь, как деталь называется, полчаса пройдет». Так что мат на Руси — еще и могучая производительная сила. В чем же сила и живучесть мата? Многие известные люди — управленцы признают, что мат — единственный язык, указания на котором понимаются без искажений. Что подтверждали и фронтовики, в том числе мой отец. «Мат — это душа русского народа, его боль и природа», — написано в петиции, адресованной знаменитой группой «Ленинград» и ее поклонниками премьер-министру и министру культуры в разгар дискуссий о запрете мата. Можно еще многих известных и малоизвестных людей припомнить, чтобы удостовериться: нет безразличных к бытованию мата в нашей жизни, и у каждого свой взгляд, свое понимание.

В чем суть «матерной» силы? Откуда и когда она появилась? Ученые усматривают истоки матерной лексики в языческих земледельческих культах (Б. А. Успенский), в магических практиках мужских союзов древних воинов (В. Ю. Михайлин) и даже в «эдиповом комплексе» некоего древнего славянского Эдипа, отцеубийцы, женившегося на своей матери и как родовое приветствие передавшего ключевую матерную формулу по наследству потомкам (А. А. Беляков). Но почему же при этом женщина оказалась приниженной и оскорбляемой? Как от почитаемой Матери-Земли человечество (или только славянство?) дошло в «матерном говорении» до ее оскорбления, а заодно оскорбления практически всех женщин, включая собственных матерей, вот в чем вопрос. Или оскорбления нет и не было? Исследователи мата говорят об изначальных культовых функциях матерных выражений, о текстах матерного характера в свадебных и сельскохозяйственных обрядах. Почему мат не исчез вместе с отмиранием сельхозобрядов? И почему профанируется, оскорбляется, оскверняется именно женщина, мать? И почему все это вокруг одного и того же нехитрого сексуального действия? Что за неослабевающая сверхсексуальная озабоченность у мужской половины человечества?

Для женщины мат — это боль

Городской «матерный лай» я помню с малолетства. Что мат — угроза, брань, это ощущение было первым и несомненным: мат предшествовал всем дракам и скандалам в коммуналке и сопровождал их. Вторым ощущением было: мат, с его «... твою мать!» — угроза и оскорбление моей матери: за что? Это угроза и мне — я женщина. В студенческие годы, когда нас частенько забрасывали в подшефные сельские районы на уборку урожая, обнаружилось, что бывает мат как не мат — без брани, без лая и даже с какой-то задушевной музыкальностью. Еще в пушкинские времена В. Даль, составитель уникального толкового словаря живого великорусского языка, отмечал прямо-таки необходимость в народном обиходе матерной речи: у мужика без «... матери» никакое дело не спорится, без «... твою мать» и замок не откроется. Значит, мат — это не только злоба, агрессия, лай, оскорбление, а еще и помощь, музыка, гимн?! Кому гимн? Что за музыка? Или: то, что им музыка, то нам — унижение? Или: почему наше унижение — им музыка?

Если посмотреть наши словари, то матом (матерным языком, матерщиной) называется сквернословие, непристойная похабная брань, включающая слова и выражения, связанные главным образом с половыми органами. Еще мат называют обсценным (в переводе с латинского — «непристойным») и потому запретным мужским кодом. В медицинской терминологии все органы имеют свое название — без запретов, без излишних эмоций, без похабности, без какой-либо оскорбительности. И ничего, медицина существует. Почему и откуда этот особый языковой код? Всегда ли он был обсценным, то есть непристойным? Или сначала был просто запретным (или заветным)? Но главное, какое отношение к этому сквернословию имеет женщина, мать, почему название ему дано «матерщина»?

76_1.png

Каменные бабы Причерноморья

Всегда ли женщина была униженна?

Некогда в причерноморских степях возвышались «каменные бабы», древние истуканы, перекочевавшие сейчас в музеи и заповедники. Или они вовсе не бабы, как уверяют некоторые музейные таблички? Оказывается, все-таки бабы, хотя и не все. «Советская историческая энциклопедия» подтверждает: "некоторая часть каменных баб представляет женщин«[3]. Кто они — вожди, жрицы, воины?

В скифских погребениях захоронение вооруженных женщин было обычным явлением. В общественной жизни соседей скифов — савроматов (кочевые скотоводческие племена, жившие в степях Поволжья и Приуралья в VII–IV вв. до н. э.) женщины были и вождями, и жрицами, причем отправление культа было монополизировано женщинами. Не легендарные ли это амазонки, о которых писали многие античные авторы, включая Геродота?

Но есть и более древние свидетельства о роли женщины на заре человечества. С конца XIX века археологи обнаружили в разных пещерах мира большое количество наскальных гравюр и барельефов, главным образом с женскими изображениями, эпохи позднего палеолита и множество женских статуэток из камня, бивня мамонта, рога и других материалов, относящихся к тому же времени (так называемые «венеры»), бережно уложенных в углубления возле самого важного места в доме — у очага. Их возраст — 20–40 тысяч лет. Несомненно: женщина стояла в центре повседневной жизни. Статуэтки — только женские. Обнаруженные изображения мужчин в наскальных рисунках этой эпохи немногочисленны и неотчетливы. Они мало похожи на аполлонов и гераклов, а скорее представляют что-то среднее между теми, кто охотится, и теми, на кого охотятся: неправильная форма головы, по-звериному вытянутая.

Можно ли предположить, что при той роли, которую играла женщина в жизни оседлых охотничьих сообществ, и особенно в магической практике, не существовало словесно оформленных заклинаний, обращенных к Женщине — с большой или с маленькой буквы? Конечно, живой звук голоса древних охотников сквозь толщу десятков тысяч лет не проникает. Но сохранились мифы — зеркало, в котором мы видим себя.

Большинство мифологических текстов, дошедших до нас, выявляют по преимуществу картину мира эпохи патриархата. В центре (и сверху) стоит мужское божество, власть которого часто связана с силой и воинственностью (Зевс, Юпитер, Один, Тор, Перун). Боги образуют иерархическую систему, и между ними распределены разные функции. Женщина в «патриархатном» мифе либо занимает второстепенную позицию, либо является враждебной темной силой, которую необходимо подчинить или победить (Гея, Тиамат, Хель). Но сквозь мифы, утверждающие культ Бога, проглядывает более древний культ Богини, вобравшей в себя все множество женских божественных образов. «Та, у которой тысяча имен» — так называли древние греки Исиду, главную египетскую богиню. Это глубинный образ мировой культуры. Ей посвятил свою книгу «Белая Богиня» Р. Грейвс[4]. Великая Мать, начало всех начал и конец всего, создатель мира и людей. Снежные бабы, которых мы лепили в детстве, — это снежные ипостаси Великой Матери, о чем мы тогда не догадывались (а современные дети и их родители попросту ничего об этом не знают — и лепят снеговиков).

Долгие тысячелетия своей истории люди создавали универсальный язык образов, общий для всех народов мира. И в основе его — обладающий мощной энергетической силой образ Великой Матери, который приходит на помощь людям в самые отчаянные моменты их жизни. Не случайно самым психологически мощным во время Великой Отечественной войны был плакат «Родина-мать зовет!»

76_2.png

Скульптура «Родина­мать зовет!» в Волгограде

Древний смысл

В древности почитание Великой Матери сопровождалось священными ритуалами, которые носили сексуальный характер, что не могло не отразиться в языке того периода. Язык, по выражению ирландского поэта Йейтса, — это «котел преданий», изначальная бездна, заглянув в которую, можно увидеть нечто глубинно-удаленное, но живое по сей день. Следы сексуальной оболочки древнего сакрального языка, на мой взгляд, наилучшим образом сохранились в лексике русского языка, в том его пласте, который называется матом. На какую древнюю мифологическую систему указывает его ключевая формула, слишком хорошо известная всем говорящим по-русски, чтобы напоминать ее текстуально здесь?

В публикациях, посвященных исследованию мата, в последние годы акцент, как отмечалось выше, делается главным образом на том, что матерная лексика — это ругательства, брань. Чуткое женское ухо поэтессы Марины Кудимовой уловило в современной матерной брани иную интонацию:

За этот молящийся матом народ,

За роковый лепет, за пьяные спичи —

До Ветхозаветного косноязычья,

До равноначального Слова — вперед![5]

Если и сейчас еще слышится в мате молитва, то за что же, как не за поклонение Великой Матери, запрещала православная церковь мат, борясь с язычеством на Руси? Еще в XVIII веке в крестьянской среде в процессе воспитания детей родители с малолетства обучали их матерным выражениям, о чем имеются письменные свидетельства. А родители плохого своим детям не желают. Можно высказать предположение, что мат, его ключевая формула — это древняя молитва-заклинание, обращенная к древнему божественному началу — Великой Матери, о чем еще недавно помнили русские крестьяне.

В каком жизненном контексте, в каких ритуалах эта формула применялась древними славянами, можно только гадать по некоторым функциональным вариантам ее употребления в современном языке, а также по тем мифологическим сюжетам и символам других народов мира, с которыми можно усмотреть некую аналогию. Можно предположить, что эта формула имела непосредственное отношение к обрядам инициации мужчин, представлявшей собой посвятительный ритуал, знаменующий переход мальчика в новое качество — мужчины, связанный с приобщением к святыням. Почему не женщин? Женщине не надо было приобщаться к Богине: богиня, как замечает Д. Кэмпбелл, воплощена в каждой женщине[6]. Хотя у женщин были свои инициационные ритуалы. Зато мужчина, чтобы совершить переход из одного жизненного состояния в другое, мог это сделать только при помощи Великого Женского Начала. И чтобы попасть под покровительство Великой Матери, должен был продемонстрировать ей (или ее представительнице — жрице) свою мужскую зрелость (что вовсе не воспринималось как похабство).

И чем же тогда могли быть слова, составляющие главную формулу мата, если не молитвой? А, может, мат — и сейчас молитва? О которой молящийся, то есть бранящийся, и сам не подозревает и бессознательно молится?! Этакий глас вопиющего в духовной пустыне, апокалиптический вопль о спасении?!

Вероятно, самый древний смысл мата — в молитвенности. В обращенности к высшим силам через великое женское божество — Богиню-Мать, которая одна могла дать защиту, покровительство, спасение. И связь эта, в соответствии с универсальной логикой религиозно-мировоззренческих основ, свойственной культурам древним, очевидно, не могла не носить сакрально-сексуального характера. И тогда, скажем, «... твою Мать», вероятно, имело смысл: «я под защитой Матери твоего племени, мы братья» (мы с тобой одной крови, ты и я), «...на Мать!» — заклинание, оберег, обращение именно к той высшей силе, с которой ты связан, языческий эквивалент христианского восклицания «Господи Христе!»

Правдоподобно? По-моему, да. Только Мать во всех этих случаях стоит писать с большой буквы, поскольку имеется в виду божество, великое женское начало, а не конкретная мать конкретного человека. И уж конечно, если речь идет об обращении к Высшему, надо точно знать, как и когда обращаться. Мату, то есть культуре молитвенных формул обращения к Высшему Материнскому Началу, надо было специально учиться. Поэтому-то параллельно с христианскими заповедями в русских крестьянских семьях родители с малолетства обучали мальчиков «матерщине», о чем еще в XVIII веке с негодованием писал православный русский ученый И. Т. Посошков. (А дети, к тому же, орали благим матом!)

76_3.png

Картина Н. К. Рериха «Держательница Мира»

Путь к обновлению смыслов

Христианство устранило поклонение женскому началу в божестве. Но глубинная эта потребность всегда сохранялась. Она нашла свое выражение в культе Богородицы, который далеко не сразу стал признаваться. В средневековой схоластике XI–XII веков начинает разрабатываться Мариология — учение о Деве Марии. В куртуазной поэзии позднего Средневековья аналогом Девы Марии, олицетворяющим архетип «вечной женственности», становится образ Прекрасной Дамы, чистой и непорочной, вызывающей восторженный рыцарский энтузиазм. Но темпы восхождения женского начала к вершинам христианской духовности через представительство Девы Марии очень замедленны. Лишь в 1950 году католицизм утвердил догмат о телесном вознесении Марии на небо. А в 1964 году католическая церковь объявила ее «матерью церкви».

Потребность обратиться именно к женской ипостаси божественного начала как источнику жизни, духовной силы, спасительнице душ, скорой помощнице, заступнице обиженных, врагов победительнице, целительнице болящих, утешительнице печальных, надежде отчаявшихся и т. д., эта настоятельная и с веками утонченно-детализированная потребность отчетливо проявилась в православии в культе Богородицы и обилии вариантов ее иконописных изображений. К Богородице едва ли не чаще обращаются на Руси, чем к самому Христу. Однако, поклоняясь Богородице, люди видят в ней прежде всего жалостливую мать, которая ради дитя коня на скаку остановит и в горящую избу войдет.

Дисгармония в соотношении мужского и женского начал как на уровне социальном, так и духовном особенно остро стала ощущаться в последние два века. Художественная литература, в частности русская, отображая эту дисгармонию, пыталась найти твердую опору и предложить идеальную модель взаимоотношений мужчины и женщины, гармонии духовного и телесного, утвердить духовно-возвышающую роль любви. Те же устремления отчетливо проявились в работах русских философов В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, В. В. Розанова и других.

Именно в русской культуре проблема сущности и назначения женского начала приобрела наиболее глубокое, космическое звучание. Великий мистик современности Д. Андреев объяснял усиление роли Мировой Женственности в последние два столетия глубинными космическими процессами, происходящими в тонких надземных мирах, и считал особо важной роль Мирового Женского Начала в решении главной задачи человечества — преобразования государств в братство[7].

На связь социальных и психических проблем с космическими процессами указывается в «Тайной доктрине» Е. П. Блаватской и «Живой этике» Е. И. Рерих. На современном витке космической эволюции особая роль спасителя человечества и спасителя планеты принадлежит женщине, утверждают они. Наступившая новая эпоха в развитии человечества — это Эпоха Женщины, символом которой является Матерь Мира, великое Духовное Женское Начало, покровительствующее установлению гармоничных отношений между мужчинами и женщинами на земле. Женщине "от начала... вручена нить связи двух миров, видимого с невидимым«[8], женщина чувствительна к более тонким вибрациям космической энергии и умеет их ассимилировать; мужчина же — реализатор, творящий с помощью этих энергий. Оба они равноценны, но не однозначны, и только вместе — созидатели. Вот такие горизонты для размышлений о роли женщины в современном мире открываются, на мой взгляд, за дискуссиями о роли мата в русской культуре.



[1] Диалектический материализм — философское направление, выведенное из материалистических идей К. Маркса и Ф. Энгельса.

[2] Русский мат. Толковый словарь. Сост. Т. В. Ахметова. 2-е изд., доп. и расшир. М.: Колокол-Пресс, 1997. 567 с.

[3] Советская историческая энциклопедия. Т. 6. М., 1965. С. 896.

[4] Грейвс Р. Белая Богиня. Историческая грамматика поэтической мифологии. М.: Прогресс-Традиция, 1999.

[5] См.: Новая газета. 1998, № 47 (519). С. 21.

[6] Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М.: «Рефл-бук», «АСТ»; К.: «Ваклер», 1997. С. 121.

[7] Андреев Д. Роза Мира. М., 1992. С. 242.

[8] Письма Елены Рерих. 1929–1938. Том 1. Новосибирск, 1992. С. 13.


Реклама