Рисованные рубли

Мы обменивались красными, синими, желтыми бумажками с продавцами магазинов, бабушками на рынке, получали ими зарплату. Мало кто рассматривал примелькавшиеся, затертые рисунки на «деревянных». А напрасно: почти все российские деньги двадцатого столетия принадлежат кисти одного и того же художника – Ивана Дубасова.

Иван Дубасов родился в 1897 году в подмосковном городе Одинцово. Его отец, Иван Митрофанович Дубасов, работал помощником ревизора в Московской контрольной палате, а в свободное время стал подрабатывать, рисуя карикатуры для различных журналов. Наклонности отца передались и сыну, который пристрастился к рисованию еще в детстве. Но в начале XX века имя Ивана Дубасова было известно разве что преподавателям и профессуре императорского Строгановского училища в Москве, где он в 1915 году получил звание «ученого рисовальщика». Этот диплом давал право преподавать черчение, рисование и правописание в гимназиях. Однако в военные годы (в разгар Первой мировой войны) было не до правописания. Иван пошел в армию, служил «пузолазом» – пешим разведчиком в полку. В Румынии заболел тифом и оказался в числе подлежащих демобилизации. Но несколько лет спустя ему вновь пришлось встать под ружье уже под красными знаменами в Гражданскую.

«Ученый рисовальщик» банкнот
Домой вернулся он только в 1922 году и начал поиски работы. Возможно, он так и остался бы безызвестным рисовальщиком, если бы не одна счастливая случайность: летом 1922 года невеста Ивана, милая девушка Вера, принесла газету «Известия», где было опубликовано объявление о конкурсе на лучший эскиз почтовой марки, посвященной пятилетию Октябрьской революции и образования РСФСР. Иван решил попытать счастье и оно улыбнулось художнику: его эскиз получил первую премию – миллиард рублей! Юбилейная марка разошлась по стране многотысячным тиражом, но на полученную «астрономическую» сумму денег в те времена он мог бы купить пару новых валенок своей будущей жене.
Зато двадцатипятилетнего талантливого рисовальщика заметили и пригласили в Гознак. Коллектив художников на фабрике (Тогда она была Второй Московской фабрикой заготовления знаков. – Прим. ред.) был сравнительно небольшой – всего семь человек, рук не хватало, поэтому в конце августа 1922 года Иван Дубасов вошел в их число. Сначала он был художником-гравером, потом компоновщиком рисунков, старшим художником, а через десять лет уже занял должность главного художника. С того момента в течение сорока лет И.И. Дубасов фактически был художественным руководителем всей деятельности Гознака.

Проба пера
Первой пробой пера Дубасова для денежных знаков был эскиз крестьянина-сеятеля для трех червонцев 1923 г. В следующем году Иван Иванович принимает участие в изготовлении оригиналов временных бумажных бон, которые выпускались номиналом в 1, 2, 3, 5, 20, 50 копеек в горизонтальном исполнении. В том же 1924 году им был исполнен эскиз получервонца, но денежный билет такого номинала не был выпущен в обращение.
Денежные билеты кисти Дубасова советские граждане впервые увидели в 1925 году. Это были Государственные казначейские билеты достоинством в три рубля (лицо и оборот) и пять (лицо – художник Куприянов, оборот – Дубасов). В этом же году Дубасовым были созданы эскизы рисунка водяного знака и лицевой стороны 50 червонцев, но этот номинал так и не был востребован для изготовления и выпуска в обращение.

Словарь
Боны (финансы) (франц.) — кредитные документы, дающие право на получение в оговоренный срок от определённого лица или компании определенных ценностей.

Лик вождя
В 1937 году Гознаку было поручено изготовление билетов Государственного банка СССР – червонцев нового образца. Выпуск их был приурочен к 20-летию Октябрьской революции. Отличительная особенность новых червонцев состояла в том, что на них впервые в практике денежного обращения помещался портрет В.И. Ленина. Претерпел изменение и герб СССР: теперь пучки колосьев обвивали уже не шесть, а одиннадцать лент – по количеству союзных республик.
Из многочисленных портретов В.И. Ленина для помещения на новых червонцах был выбран портрет, выполненный художником А. Р. Эберлингом. Гравировал его художник А.Г. Блюм, но основную работу по созданию оригиналов новых червонцев взял на себя И.И. Дубасов: он оформил эскизы трех номиналов (в три, пять и десять червонцев).
Новые деньги могли загнать на лесоповал
В 1938 году в связи с расширением Союза и изменением герба СССР была произведена замена Государственных казначейских билетов образца 1934 года на новые. Автором всех трех номиналов казначейских билетов в один, три и пять рублей стал И.И. Дубасов. Сохранив цветное оформление денежных билетов, он нашел новые изобразительные средства для лицевой стороны. Дубасов предлагает использовать для оформления дензнаков фигуры шахтера, красноармейца и летчика.
Нелегко далась Дубасову серия казначейских билетов образца 1938 года. С рублем все обошлось благополучно. Иван Иванович изобразил на этой купюре передового представителя рабочего класса. В качестве такого представителя выбрали стахановца-шахтера, поскольку эта профессия тогда была в числе самых почетных.
Зелено-салатную трехрублевку было решено украсить изображением красноармейца. В этом пехотинце некоторые усматривали портретное сходство с самим автором. В миниатюрном изображении строгая приемочная комиссия умудрилась найти изъян. Приглядевшись к образцам, кто-то из проверяющих заметил, что пехотинец неправильно обмундирован: мол, ремень у него надет поверх лямок сумки с противогазом, а должно быть все наоборот! Тогда, в 1937, подобный прокол вполне мог обернуться для художника лагерным сроком.
Ивана Ивановича спасла его предусмотрительность: подготовив эскизы будущей купюры, Дубасов получил справку из Наркомата обороны от экспертов в области военной экипировки, где говорилось, что внешний вид пехотинца на трехрублевке соответствует всем нормам устава. Им же придуман способ фиксирования даты исполнения эскизов. Например, на эскизе билета в 1 рубль с изображением «шахтера» поставлена нумерация «ИД №131037», что означало – эскиз исполнен Иваном Дубасовым 13 октября 1937 г.
«Пятирублевка»
С сюжетом для оформления казначейского билета 1938 года достоинством в 5 рублей тоже ждал непростой сценарий. Первоначальной была идея изобразить на билете женщину. Художник нарисовал молодую женщину с двумя детьми, мальчиком и девочкой. Такая светлая, довольная семья! Многим понравилось. Поехали показывать в вышестоящую инстанцию. Там тоже одобрили, но кто-то обронил: «Бежит за алиментами». Все, рисунок не пошел! На следующем эскизе художник изобразил двух девушек; без детей. Снова отказ: слишком молоды. На третьем рисунке оставил одну женщину. Отказ: не похожа на работницу. В конце концов отказались от мысли изображать женщину, предложили изобразить парашютиста.
«Выдающаяся» серия
В концепции денежного дизайна распространенным методом является использование для оформления денежных билетов портретов государственных и других выдающихся деятелей данной страны. Наглядным примером тому является «президентская серия» в долларах США. В нашей стране такой метод также пытались использовать. Так, среди эскизов государственных казначейских билетов 1925 года имеются оригиналы с портретами С. Халтурина, М.И. Калинина, Ф.Э. Дзержинского и В.И. Ленина. С 1937 года включение в рисунки денежных билетов портрета В.И. Ленина становится общим правилом. В конце 1943 года, после указания Сталина, в обстановке абсолютной секретности министр финансов А. Г. Зверев и главный художник Гознака И.И. Дубасов, обсуждали детали предстоящей первой послевоенной реформы. Скорый на руку в работе Дубасов исполнил несколько эскизов денежных билетов разного достоинства и с разными рисунками.
Среди неосуществленных вариантов билетов денежной реформы 1947 года привлекают внимание эскизы червонцев различного достоинства, художественное оформление которых объединено единой военно-исторической тематикой. Они представляют собой денежный сериал, на каждом билете которого на лицевой стороне – батальная сцена сражения. Так, на билете в один червонец помещен портрет Александра Невского и сцена сражения на Чудском озере. На билете в три червонца – портрет Дмитрия Донского и сцена сражения на Куликовом поле. На билете в пять червонцев – портрет Александра Васильевича Суворова и сцена перехода армии через Альпы. На билете в десять червонцев – портрет Михаила Илларионовича Кутузова и сцена сражения с наполеоновской армией. Можно предположить, что в мирное время уже не было необходимости в обращении к военной тематике, да и червонцы, как одна из разновидностей денежных знаков, уступили место рублевым номиналам.


Реклама