Великие неплательщики

Как бы ни кричали на каждом углу: «Заплати налоги и спи спокойно!» – история показывает, что уклонение от налогов никак не влияет на качество сна сильных мира сего. Хотя некоторым из крупных неплательщиков налоговые службы все-таки смогли испортить не только настроение, но и жизнь.

Налоги – лишь предлог
Наверное, наиболее пострадал от собственной жадности в отношении государства известный гангстер Аль Капоне. За 14 лет его «правления» в Чикаго произошло 700 убийств, совершенных мафией. Из них 400 – по личному приказу Альфонса Фьорелло Капоне (куда более известного по кличке Аль Капоне).
Но начинал он довольно безобидно – помощником мясника в Бруклине. Впрочем, скоро криминальная среда затянула его. Для начала Аль Капоне подвизался в одной из местных банд в качестве мальчика на подхвате. Но скоро способности его были замечены и парню помогли переквалифицироваться в профессионального убийцу. Его первое «мокрое дело» – убийство строптивого китайца, не желавшего делиться доходами от своего ресторанчика.
С этого началось стремительное восхождение молодого человека по криминальной лестнице. Капоне, пройдя стадии работы барменом и вышибалой и становится помощником известного мафиози. Отныне он бутлегер, то есть человек, занимающийся нелегальной продажей спиртного (в США в то время действовал сухой закон). Одновременно Аль Капоне создал надежную группу боевого прикрытия.
Возникший в начале века «сицилийский союз» гангстеров сделал профессию наемного убийцы массовой. В рамках содружества мафиозных кланов в 1930-х годах была даже создана так называемая «Корпорация убийц», объединявшая штатных «курков» – исполнителей смертных приговоров мафии. Когда в 1940 году полиции удалось заставить говорить некоторых арестованных мафиози, открылась, как пишут исследователи мафии, «картина существования подлинной индустрии смерти по заказу – гигантского предприятия убийц, которое распространило свои щупальца по всей территории страны и функционировало в невероятных масштабах с пунктуальностью, точностью и необычайной эффективностью хорошо смазанного механизма...»
Почва для создания своеобразного сообщества по совершению убийств была подготовлена во время проведения встречи лидеров преступного мира в Атлантик-Сити в 1929 году. На этой встрече кроме Аль Капоне присутствовали Джо Торрио, Лаки Лючиано, Датч Шульц. Во время создания синдиката преступлений, распределения территорий и секторов деятельности представители верхушки американского преступного мира поклялись строго выполнять секретный кодекс, который они разработали и который отныне должен был регулировать отношения между различными бандами. Аль Капоне, став лидером организованной преступности в Чикаго, отдает приказы о ликвидации своих противников в гангстерской среде как настоящих, так и потенциальных. А чтобы обезопасить себя, Аль Капоне даже заказал персональный «Кадиллак» весом 3,5 тонны. Машина имела мощную броню, пуленепробиваемые стекла и съемное заднее стекло для стрельбы по преследователям.
Опасаться было чего: родственники убитых заказывали Капоне, подкупали его людей, устраивали заговоры, но все бесполезно – гангстер был хитер и осмотрителен. «Империя» Капоне приносила 60 миллионов долларов в год, но и тратил он много. На одних только скачках проигрывал в год до миллиона. Его дома во Флориде и Чикаго охранялись круглые сутки, а вооруженные телохранители сопровождали босса повсюду. У него был свой секретный вход в чикагские отели – сначала в скромный «Метрополь», где 50 комнат бронировалось для его свиты, а затем в роскошный «Лексингтон». Жена Капоне, ирландка Мэй, на которой он женился еще в юном возрасте, как правило, находилась в почетной ссылке. Он содержал кучу любовниц и отбирал все новых девиц из своих борделей.
Во время краха на Уолл-стрите и экономического кризиса Аль Капоне, дабы завоевать общественную благосклонность, одним из первых учредил бесплатные столовые для безработных. Именно он поставил на широкую ногу дело подкупа прессы. Его консультант по общественным связям – репортер из «Чигако трибюн» Джек Лингл – почти еженедельно организовывал статьи, восхвалявшие Аль Капоне. Официально Лингл получал в газете 65 долларов в неделю, но тайная его зарплата составляла 60 тысяч в год. Лингл был застрелен 9 июня 1930 года, накануне встречи с агентами ФБР, искавшими компромат на Капоне. Несмотря на это 17 профессиональным убийцам все-таки были предъявлены официальные обвинения, но засадить за решетку удалось не всех.
В 1930-х годах американская юстиция разработала новые методы борьбы с мафией. Поскольку доказать причастность мафиози к убийствам было крайне трудно, их отправляли в тюрьму по обвинению в более мелких преступлениях. Так, в 1929 году Аль Капоне осудили за ношение оружия без разрешения. В тюрьме он провел 10 месяцев. Впрочем, и сидя в тюрьме, он принимал кого хотел и свободно пользовался телефоном, круглые сутки руководя своей империей.
Вторично босс боссов получил срок за неуплату налогов в размере 388 тысяч долларов. Адвокаты Аль Капоне пытались торговаться с судьей, но тот был непреклонен. Тогда они взялись за присяжных, но в день заседания судья заменил присяжных другими. 22 октября 1931 года присяжные вынесли обвинительный вердикт, что и позволило судье приговорить гангстера к 11 годам тюрьмы. Сначала и здесь Аль Капоне продолжал руководить своими людьми, но когда его перевели в федеральную тюрьму в Атланте (штат Джорджия), это стало невозможным. А в 1934 году Аль Капоне и вовсе перекрыли воздух, отправив его в знаменитую тюрьму на острове Алькатрас. Это означало конец карьеры короля гангстеров.
Правда, Капоне все-таки освободили досрочно в 1939 году в связи с резко ухудшившимся здоровьем. Последние годы жизни он провел в своем доме во Флориде. Умер Аль Капоне 25 января 1947 года от инфаркта и воспаления легких. Перед смертью, как и полагается католику, он успел причаститься святых тайн. Неизвестно, сказал ли он в предсмертной исповеди о сотнях людей, убитых по его приказу, и о тех сорока, которых он убил собственной рукой.

Шпионы должны платить налоги
21 февраля 1994 года Олдридж Эймс, высокопоставленный офицер ЦРУ, был арестован сотрудниками ФБР. В течение девяти лет с 1985 по 1994 годы, Олдридж Эймс – высокопоставленный чиновник американской разведки, имеющий доступ к информации любого уровня секретности, был агентом КГБ. Его супруга Мария дель Розарио, как раз заканчивавшая диссертацию о философии Хайдеггера, – тоже. После того как расследование было закончено и Эймс водворился в уютную тюремную камеру, которая теперь принадлежит ему пожизненно, ЦРУ признало, что это был самый крупный оперативный провал за все годы существования американской разведки.
Самая серьезная неприятность заключалась в том, что никто в Управлении даже приблизительно не мог себе представить, какую именно информацию и сколько успел продать Олдридж Эймс. Теоретически – любую. Возможностей и времени у него было предостаточно. Вероятные размеры постигшего американскую разведку несчастья были таковы, что кто-то из самых главных в истерическом припадке потребовал на шестьдесят дней прекратить все финансовые операции между США и Россией, пока не будет определен денежный ущерб от деятельности семейства. Выяснить, какой именно убыток понесли Соединенные Штаты, следователям, впрочем, так и не удалось. В чем они бесспорно преуспели, так это в расследовании финансовых успехов самого Рика Эймса.
Эймсы купили собственный дом в Арлингтоне и заплатили за него 54 тысячи долларов (часть из этой суммы наличными). Honda, на которой ездила Мария дель Розарио, стоила двадцать тысяч, а Jaquar Рика – около сорока. По пятьдесят тысяч долларов ежегодно супруги тратили только со своих официальных кредитных счетов. Прочие расходы уточнению неподлежат. Заработки простого американского шпиона, пусть даже и очень высокопоставленного, отнюдь не способствуют подобным излишествам. Другое дело – заработки шпиона-совместителя.
Как высокопоставленный сотрудник ЦРУ Рик Эймс получал 70 тысяч долларов в год. Что за пресловутые девять лет составило бы, учитывая налоги, менее 600 тысяч долларов. В качестве сотрудника КГБ он получил за тот же самый период два с половиной миллиона долларов. Тоже, в общем, не слишком много за такую нервную работу. Однако всегда и на все вопросы финансового свойства Эймс неизменно повторял рассказ о супруге, унаследовавшей в Колумбии значительное состояние. Эта непревзойденная по своей наивности и чистоте история, на которую в шпионском романе не попался бы даже ребенок, обеспечивала ему личную безопасность на протяжении изрядного времени. Помимо дома, автомобилей и гувернантки, которые были у всех на виду, семейство Эймсов делало и более законспирированные капиталовложения.

Налоговый преступник спасал станцию «МИР»
Федеральные власти США обвиняют мультимиллионера Уолтера Андерсона в сокрытии налогов на сумму более чем 200 млн долларов. Этот факт является крупнейшим налоговым преступлением в истории страны, совершенным частным лицом.
51-летний предприниматель был арестован 26 февраля 2005 года в международном аэропорту Далласа, а 28 февраля он уже предстал перед судом. По мнению властей США, с помощью различных махинаций (в том числе создания сети фиктивных оффшорных компаний) в течение 20 лет бизнесмен скрыл доходы на сумму более чем 450 млн долларов.
По данным обвинительного заключения, во время обыска в вашингтонской квартире миллионера был найден поддельный паспорт и несколько книг, являвшихся пособием по сокрытию личных данных. В материалах следствия также содержится информация о том, что Андерсон вкладывал средства, полученные незаконным путем, в произведения искусства. В частности, ему принадлежат полотна Сальвадора Дали и Рене Магритта. А принадлежащая «уклонисту» компания владеет реактивным самолетом и особняком в Мадриде. Выяснилось и то, что в 2000 году Андерсон инвестировал 21 млн долларов в один из проектов по модернизации российской космической станции «Мир», предложив превратить станцию в космический туристический комплекс. Но этот факт не освободил мультимиллионера от ответственности.

Долги фюрера
Адольф Гитлер являлся одним из крупнейших в истории Германии нарушителей налогового законодательства. В течение десяти лет, с 1925 по 1935 год, когда новоиспеченному рейхсканцлеру было официально предложено «не выплачивать взносы с зарплаты в государственную казну», он дурачил налоговое ведомство, выдавая свои личные расходы за расходы на нужды нацистской партии. Такие данные привел в интервью агентству Reuters немецкий эксперт по налогообложению Клаус Дитер Дюбон, подсчитавший, что общая сумма налоговой задолженности Гитлера составила 405 тысяч рейхсмарок, по нынешнему курсу – 8 миллионов долларов США.
По словам Дюбона, долг перед Веймарской республикой (германское государство, созданное после первой мировой войны) фюреру был прощен в 1935 году, спустя два года после его прихода к власти. До этого времени налоговое управление Мюнхена (партия нацистов была зарегистрирована и активно действовала именно в Баварии) на протяжении восьми лет пыталось разобраться со злостным неплательщиком налогов Гитлером, но тому каждый раз удавалось ускользать от ответственности. По свидетельству Дюбона, начиная с 1925 года лидер НСДАП (Национал-социалистической рабочей партии Германии) и будущий глава Третьего рейха оправдывал затраты на личного секретаря, шофера, поездки по стране, покупку мебели и даже канцелярских принадлежностей «нуждами партии». В декларациях о доходах Гитлер упорно определял эти расходы как служебные. Пожалуй, самым крупным приобретением фюрера «в служебных целях» стал автомобиль Mercedes 24/100/140 PS-кабриолет. При этом Гитлер официально числился безработным: его политическая деятельность на посту вождя НСДАП профессиональной не считалась.
Еще одним средством ухода от уплаты взносов в казну для фюрера была «благотворительность в пользу вдов солдат, погибших во время первой мировой войны». На нее Гитлер якобы потратил 600 тысяч из гонорара в размере 1232 миллиона рейхсмарок, причитавшегося ему за вышедшую в 1933 году книгу «Mein Kampf» («Моя борьба»). На самом же деле, как утверждает Дюбон, в благотворительные фонды и организации фюрер за всю свою жизнь не перевел ни единого пфеннига.
Через год после того, как в январе 1933 года НСДАП получила большинство мест в рейхстаге и президент Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером, глава мюнхенского управления по налогам и сборам Людвиг Мирре направил фюреру НСДАП официальное письмо. В нем он принес вождю германской нации извинения «за беспокойство» и предложил Гитлеру впредь «не выплачивать взносы с зарплаты в государственную казну» (годовая зарплата рейхсканцлера составляла 44 тысячи рейхсмарок; для сравнения: школьный учитель в это время получал 4,8 тысячи рейхсмарок в год). В ответном послании, которое получил Мирре, рукой личного секретаря фюрера было начертано: «Герр Гитлер принимает ваше предложение». Спустя еще год, в 1935-м, была официально списана и прежняя задолженность фюрера государству.


Реклама