«Печатные» произведения искусства
В XXI веке ни один серьезный документ не обходится без печати, тем более бухгалтерский. Сегодня информация, которую она несет, не имеет ничего лишнего, но несколько веков назад эти канцелярские товары (коими они тогда считались) были настоящими произведениями искусства.
Каждая из дошедших до наших дней печать – это целая эпоха, которую можно изучить благодаря искусным мастерам, вкладывающим душу в свои работы. Например, в Эрмитаже сохранились многие печати, свидетельствующие не только о величии русской и заграничной знати, но и указывающие на эстетический вкус, характер и даже образ жизни их владельцев. Иногда бесценные исторические канцелярские товары можно увидеть и на различных выставках.
Под влиянием моды
По указу императора Петра I в 1722 году была создана Герольдия. Видимо, именно факт существования этого документа и натолкнул на мысль правнука Петра, Павла I, составить в Герольдии общий Гербовник для дворянских родов. Новый документ спровоцировал шквал изготовления печатей, запечатлевших изменение общественного статуса новоявленных дворян, получение государственных наград старыми родами и прочие привилегии, коими царь пожаловал вассалов.
К примеру, графский род Чернышевых выразил свою индивидуальность в виде фельдмаршальских жезлов. Печать с изображением военных атрибутов предположительно принадлежала либо президенту Военной коллегии, фельдмаршалу, генерал-губернатору Белоруссии и главноначальствующему в Москве Захару Григорьевичу Чернышеву, либо его брату Ивану Григорьевичу, председателю Адмиралтейств-коллегий с чином генерал-фельдмаршала по флоту.
Подобно печати Чернышевых изготовлен и оттиск с гербом Арбениных. Хотя его оправа утеряна, но принадлежность печати не вызывает сомнений, поскольку на ней вырезан герб владельцев, занесенный в первый том Гербовника.
ГЕРОЛЬДИЯ (нем. Herold, лат. heraldus) – учреждение, ведавшее толкованием и составлением гербов. В Западной Европе Средних веков герольды выполняли функцию глашатаев при дворах королей и крупных аристократов. Они выступали распорядителями на торжествах и рыцарских турнирах, поскольку умение представлять участников турниров неразрывно связывалось с практикой толкования гербов. Ритуал рыцарского турнира был разработан в XI в. французским бароном Жоффруа Н. Прели. Герольды ведали также составлением родословных.
В России герольдия, учрежденная в 1722 году, представляла собой государственную структуру, ведавшую делами дворянского сословия. В ее обязанности входило составление дворянских списков, наблюдение за несением дворянами государственной службы, кооптация в дворянское сословие лиц, достигших соответствующей ступеньки Табели о рангах, составление гербов. В XVIII в. Герольдмейстерская контора представляла собой одну из структур Сената. С 1800 года герольдия получила статус коллегии. По министерской реформе 1802 года она непосредственно подчинялась генерал-прокурору Сената. Герольдия состояла из ряда экспедиций: отыскание и причисление к дворянству, перемена фамилий, гербов; производство в чины; ревизия определений дворянских депутатских собраний и др. С 1832 года ей также были переданы дела о почетном гражданстве. В ведении герольдии находилось и издание адрес-календарей. Из всех российских территорий вне сферы контроля герольдии находилось только Великое княжество Финляндское. В мае 1917 года коллегия была переименована в 3-й департамент Сената, который упразднили 22 ноября того же года.
«Оттиск» характера
Сохранился до наших дней и личный оттиск знаменитого Аракчеева – сына обнищавшего помещика, который сыграл своеобразную роль в истории государства Российского. Жестокий, властный человек, любивший себя более всего на свете, хитростью и лестью, равно как и трудолюбием, и исполнительностью добившийся сначала баронства, а потом и графства, и печать имел под стать своему крутому и тяжелому нраву. Большая печать, подавляющая своей массивностью, выглядит такой же мрачной, как и ее хозяин. Надпись, вырезанная на ней, столь же неоднозначна и непонятна, как и дела Аракчеева: «Без лести предан».
Божья печать
Московский митрополит Августин Виноградский, известный тем, что во время нашествия Наполеона сумел вывезти из Москвы произведения искусства и храмовую утварь, имел печать с матрицей из светло-желтого кварца. Вензель служителя Господа украсил гербовый щит рядом с девизом и атрибутами церковного владыки. След от печати святого Августина оставался в каждом месте, где после победы над Бонапартом, он освящал оскверненные русские святыни и читал проповеди, которые сочинял сам на латыни и переводил для широких масс на русский язык.
Клеймо мастера
Очень интересны четыре печати знаменитого польского композитора Михаила Клеофаса Огинского: они соответствуют определенным этапам жизни их владельца. Одна из них изготовлена до 1794 года. Тогда Огинский был еще холост, поддерживал масонов и не думал о том, что ему предстоит скорая эмиграция. После участия в восстании 1794 года композитор скрылся от расправы в Париже. В изгнании у него появилась новая печать с французским клеймом на черной рукоятке.
Но самая изысканная из печатей Огинского – это та, что выполнена академиком Доброхотовым. Вырезанная из аметиста и оправленная в золото, она являет собой настоящее произведение искусства. Интересно, что на самой печати есть клеймо Доброхотова, что по тем временам было совершенно необычным явлением. Имена мастеров никогда не сохранялись: оттиск считался сугубо личным, и чужие имена на нем владельцам были ни к чему. Факт сохранения имени мастера на печати Огинского определяет ее хозяина в качестве человека незаурядного с тонким вкусом и демократическими взглядами.
Знак августейших особ
По канцтоварам, принадлежавшим царской семье, можно проследить все этапы правления российских императоров. Император Александр I имел подвесок с вензелем «АР», употреблявшийся для корреспонденции из Царского Села. Александр II для этих целей владел уже тремя печатями. В 1856 году Александром II был утвержден новый рисунок государственного герба и установлены гербы для всех членов императорского дома в зависимости от степени родства с императором. Две царские печати, резанные на серебре, с костяными рукоятями, были выполнены в Германии мастером Бирнбеком, который изобразил на них большой государственный герб и личный герб императора. Последний также изображен на печати ювелирной работы с золотой оправой, в орнаменте которой присутствуют гротескные маски.
Брату императора, великому князю Михаилу Николаевичу, принадлежала печать в виде вазы. Она так же имеет на матрице герб, присвоенный генерал-фельдцейхмейстеру – с изображением пушечных дул.
Печать племянника императора – великого князя Константина Константиновича, известного под псевдонимом К.Р. поэта Серебряного века, президента Академии наук, изготовлена, предположительно, мастерами фирмы Фаберже. На это указывает не только высочайший уровень огранки камня, но и тонкая резьба изображения герба, присвоенного внукам императора Николая I. Такой же герб имеет печать, владелец которой не установлен, но зато имеется клеймо Раппопорта, серебряных дел мастера, работавшего на Фаберже.
Высоким классом исполнения отличается печать сына Александра II – несчастного Никсы, умершего от заболевания позвоночника на руках своей невесты, будущей императрицы Марии Федоровны, а также печать с вензелем «НК» под императорской короной и миниатюрная печатка с вензелем «М» под такой же короной. Первая, в виде гриба, принадлежала брату К.Р. – великому князю Николаю Константиновичу, который за недостойное поведение был отправлен для прохождения воинской службы в Туркестан. Но это не пошло августейшей особе на пользу: в 1918 году его смыло революционной волной. Вторая печатка, вероятно, принадлежала Михаилу Александровичу, брату Николая II.