Бухгалтерия тамплиеров

Тамплиер
Практически каждый человек знает про тамплиеров. Несмотря на их стремительное появление на средневековой арене и столь же стремительное исчезновение, они наделали немало шума в истории. Оказывается, тамплиеры привнесли немало новшеств и в развитие системы бухгалтерского учета.

Тамплиеры (фр. templiers, от temple — храм, храмовники), или Нищенствующие рыцари Христа и храма Соломона (лат. templique Solomonici), — первый (по времени основания) из религиозных военных орденов. Был основан в 1119 году небольшой группой французских рыцарей после Первого крестового похода, чтобы поддержать новое Иерусалимское королевство во враждебном окружении побежденных мусульманских соседей, а также обеспечить охрану множеству европейских пилигримов, направлявшихся в Иерусалим.

Основатели ордена хотели создать организацию, служащую правому делу и взращивающую рыцарей-монахов, живущих в бедности, целомудрии и послушании. Однако вышло все совсем иначе. Высоким принципам защитников униженных и обездоленных соответствовали только первые дела храмовников (в том числе и денежные). Потом братья занялись банкирским делом (выдавали займы под проценты или в обмен на особо важные услуги), дипломатией. Многие из них были учеными и мореплавателями, строителями и алхимиками, кузнецами и оружейниками. В структуру ордена входило более девяти тысяч командорств (местных подразделений), прецепторий (укрепленных усадеб). Храмовники имели постоянное войско (корпус быстрого реагирования), собственные суды, церкви, свою внутреннюю службу безопасности. Это было государство в государстве.

Слишком богаты
Само устройство ордена храма и его внутренние законы были направлены на постепенное обогащение. Послушники не имели права хранить личные деньги — все сбережения после вступления в орден отдавались в общую кассу. Дары, полученные рыцарями, скапливались в замках тамплиеров — распоряжаться всем этим богатством мог только Великий магистр. Кроме того, храмовникам охотно преподносили подарки (в том числе земли и замки). Способствовала этому и вышедшая в 1144 году булла папы Иннокентия II, провозглашавшая отпуск грехов всем, кто жертвовал ордену.

Иногда в качестве дара «нищенствующим» рыцарям давалось право собирать пошлины с церквей, рынков, перевозки товаров. А бывало и так, что храмовники выкупали у государства право сбора налогов. Поэтому храмовники-казначеи приобрели определенную сноровку в учете и сборе доходов такого рода. Некоторые короли обращались к братьям-казначеям, дабы обеспечить поступление налогов в казну. Тогда тамплиеры выполняли функцию имперских федеральных налоговых досмотрщиков.

Римские папы прибегали к услугам храмовников для сбора и учета налогов, взимаемых Церковью. Все дома ордена в Европе имели счета, открытые на имя папы. Тамплиеры обязаны были собирать и накапливать получаемые суммы.
Рыцари-монахи занимались как переводом денег, так и самыми сложными финансовыми операциями. Например, переводили в Левант общую сумму налогов, собранных для Палестины.

Братья даже чеканили золотые и серебряные монеты, выкупив монополию у королей.

Крупнейший кредитор

Орден храма стал настолько богат, что даже короли и римские папы ходили у него в должниках, не говоря уже о крестьянах и торговцах. Тамплиеры были крупнейшими кредиторами Европы. Братья в принципе могли позволить себе не делать ничего, ибо процентов, которые они получали от ссуд, было с лихвой достаточно для шикарной жизни.

Переходя к банковской деятельности ордена, нужно заметить, что обычно ростовщичеством занимались итальянцы и евреи. Конкуренцию им составляли аббатства, которые давали деньги под залог «земли и плодов с нее». На их фоне рыцари храма выглядели гораздо солиднее. У них был особый статус — не только светской, но и духовной организации. Следовательно, нападения на помещения ордена рассматривались как святотатство. К тому же со временем братья получили у папы право заниматься финансовыми операциями, благодаря чему вели свою деятельность открыто. Другим приходилось прибегать ко всякого рода ухищрениям.

У ордена можно было взять ссуду под 10 процентов (для сравнения: еврейские ростовщики и кредитно-ссудные кассы выдавали деньги под 40 процентов).

Банковское дело тамплиеров было настолько развито, что правители доверяли им государственную казну. Один из ключей от иерусалимской казны хранился у них. А позже и Филипп II Август доверил казначею ордена исполнение функций министра финансов (в частности, управление королевской казной), которые он исполнял в течение 25 лет. При Людовике IX Святом королевская казна находилась в замке Тампль в Париже. При преемнике Людовика она продолжала там оставаться и почти слилась с кассой храмовников. Главный казначей ордена стал главным казначеем Франции и сосредоточил в своих руках финансовое управление страной.

«Нищенствующие» рыцари обеспечивали свою финансовую безопасность тремя способами: с помощью закладов, процентов и штрафов. В обмен на предоставляемые деньги получатель отдавал свое имущество в залог ордену, который сохранял его на случай невозвращения долга. Что касается штрафных санкций, они могли составлять от 60 до 100 процентов одолженной суммы.

Если тамплиеры не принимали непосредственного участия в совершении финансовых операций, они могли выступать в качестве рекомендателей, свидетелей или заверителей.

Новаторская бухгалтерия
Понятно, что при таком богатстве и количестве выполняемых функций братьям необходимо было вести свои дела так, чтобы в любой момент можно было бы проконтролировать, где находятся имущество и деньги, кто за них отвечает и так далее. Казначеям храма волей-неволей приходилось выкручиваться. Именно им приписывают изобретение бухгалтерских книг, журналов (словом, всей приходно-расходной части бухгалтерии).

Благодаря записям в кассовых журналах можно проследить, как функционировал «филиал» тамплиеров. Утром брат X (дежурный кассир) открывал одно из пяти или шести окошек «банка».

В кассовой книге он записывал число, свое имя, подробно расписывал произведенные операции. В приходном кассовом журнале указывалось:
  • за чей счет поступили деньги;
  • сумма взноса с указанием вида валюты, в отдельных случаях — с переводом по существующему курсу на парижскую валюту;
  • в случае необходимости — наименование фактического плательщика (или посредника), а также причины взноса;
  • регистр, на котором должна быть записана поступившая сумма.
Каждый плательщик получал квитанцию.

Расходные операции, если деньги выплачивались из поступлений текущего дня, регистрировались здесь же. Однако основная масса расходных операций отражалась в отдельном журнале.

Ежедневно по этим журналам выводились итоги, а затем на основе сделанных в них записей в регистрах систематического учета проводилась разноска. Учет велся на латинском языке и только римскими цифрами (арабские считались непригодными, так как предполагалось, что их легко подделать).

У тамплиеров была жесткая система подотчетности. Отчет предполагал четыре важнейших положения:
  • инвентаризация — все числа, приведенные в отчете, должны были быть подтверждены снятием натурных остатков;
  • дебиторская задолженность — изучались усилия по ее возможному погашению и установлению степени ее реальности;
  • подтверждение цен (все цены покупок должны быть проверены на предмет того, не были ли они завышены, не было ли оснований для того, что мы называем «откатом», а цены продаж — чтобы установить, не были ли они занижены);
  • клятва — она подтверждала правильность составления отчета.
Денежные операции записывались в валюте расчета (в тех деньгах, которые использовались в операциях). Вечером, закрывая кассу, кассир переводил все средства в монеты парижской чеканки.

Еще одним нововведением тамплиеров являлись заемные письма (банковские дорожные чеки, по-нашему). Схема расчетов была такой. Странники, отправлявшиеся в другую местность, вносили определенную сумму в кассу братьев по месту своего жительства и получали чек, который можно было обналичить там, куда они направлялись. Причем если сумма вклада исчерпывалась, ее можно было увеличить с последующим восполнением родственниками. Дважды в год чеки посылали в комтурию выпуска для окончательных подсчетов. Каждый чек снабжался отпечатком пальца вкладчика. За операции с чеками орден брал небольшой налог (процент). Наличие чеков освобождало людей от необходимости перемещения драгоценных металлов. Теперь можно было отправляться в путь с небольшим кусочком кожи и в любой комтурии тамплиеров получить полновесную монету. Таким образом денежная собственность владельца чека становилась недоступной для разбойников, число которых в Средневековье было велико.

Заметим, финансовые документы тамплиеров было практически невозможно подделать: на них был сложный шифр. Заемные письма составлялись с использованием особых кодов, понятных лишь тому казначею, который должен был их расшифровать. О кодах, делающих заемное письмо казначея одного командорства законным для казначея другого, ничего не известно — тамплиеры умели хранить свои секреты.

По историческим данным, «нищенствующие» братья также ввели в бухгалтерию платежные поручительства, векселя и депозиты.


Реклама