Развитие аудита в России

аудитор
В предыдущем номере журнала мы рассказали о том, как развивался аудит в мире. Теперь заглянем в историю России.

В России звание аудитора было введено Петром I. Тогда их называли присяжными бухгалтерами.  В их обязанности входили и делопроизводство, и секретарская работа, и прокурорская. Однако попытки организации аудита вплоть до 1929 года терпели неудачи. И лишь в период мирового экономического кризиса (1929–1933 года) аудиторская деятельность в России начала развиваться.

Начало начал
Отмена крепостного права в России, подъем промышленного производства, распространение акционерных обществ, рост финансовой культуры в стране создали предпосылки для возникновения финансового контроля. Как это часто бывает, не было бы счастья, да несчастье помогло. В 1891 году семнадцать губерний охватил страшный голод. Чтобы помочь голодающим, в Москве организовали выставку. При ней был созван I съезд счетоводов, на котором объявили об открытии Общества счетоводов. Его ближайшей задачей стало образование группы «присяжных счетоводов», которым поручались ревизии различных счетоводств, экспертиза и организация правильной бухгалтерии на частных и общественных предприятиях. Все счетоводы были объединены под началом Министерства финансов в одну корпорацию присяжных бухгалтеров, состоящую из членов, обладающих общеобразовательным и специально-техническим цензом.

В 1894 году были подготовлены материалы для проекта Положения об Институте присяжных счетоводов, которым было определено, что данная организация находится в ведении Министерства финансов и что ее деятельность распространяется на всю Россию.

В августе 1898 года состоялся III съезд счетоводов, на котором были даны четкие определения практического, научного и нравственного цензов. Например, практический ценз доказывался аттестатом о занятии самостоятельной должности по счетоводству в качестве бухгалтера или преподавателя счетоводства:
  • для присяжных счетоводов — не менее пяти лет;
  • для счетоводов — не менее двух лет;
  • для кандидатов — не менее трех месяцев.
Научный ценз доказывался свидетельством о знании счетоводства. При этом требовалось:
  • от кандидатов — знание курса основного счетоводства;
  • от счетоводов — сверх основного знание одной из специальных отраслей счетоводства;
  • от присяжных счетоводов — сверх основного знание не менее трех специальных отраслей счетоводства.
Нравственный ценз доказывался протоколом об избрании в члены-присяжные или в кандидаты закрытой баллотировкой большинством голосов. В отношении нравственности предъявлялись достаточно строгие требования. Например, в проекте «Об Институте бухгалтеров и присяжных счетоводов Империи», предложенном Обществом для распространения коммерческих знаний, в качестве обязательного условия для вступления в члены Института выдвигались «неопороченная по суду честь и доброе имя».

Вся эта работа проводилась усилиями бухгалтера Федора Венедиктовича Езерского (1836–1916). Он хотел, чтобы деятельность присяжных бухгалтеров повторяла деятельность британских аудиторов (см. № 8/2009, стр. 78–79). Но, поскольку его коллеги были настроены к нему, мягко говоря, недружелюбно, попытки Езерского терпели неудачу. 18 декабря 1894 года на торжественном заседании «Общества для распространения коммерческих знаний» в день чествования памяти первоучителя двойного счетоводства Л. Пачоли почетным членом Общества И. Д. Гопфенгаузеном был прочитан доклад о ненормальном положении бухгалтеров в России, после которого он обратился к Обществу с предложением ходатайствовать перед правительством об учреждении Института бухгалтеров и присяжных счетоводов, даже не упомянув, что такой уже есть.

К этому решению Министерство финансов отнеслось сочувственно, и во второй половине декабря 1896 года в Совет Общества от министра финансов поступило предложение об образовании Комиссии для разработки окончательного проекта положения об Институте. Но этот проект из-за отрицательного влияния консервативной прессы не был утвержден Государственным Советом.

На заметку
В допетровской России на государственном уровне существовали функции контроля за полнотой уплаты налогов, так как доход государства складывался за счет этих поступлений. При Алексее Михайловиче и в начале правления Федора Алексеевича по всему государству составляются дворовые списки, называемые «переписные книги». По ним собирали вновь введенные налоги, так называемое подворное обложение, заменившее существовавшее ранее «сошное письмо». При этом поступление налогов сосредотачивается в приказах (так раньше называли орган управления) — Стрелецком, Ямском и Большом приказе. В каждом из них контрольные функции имели место в отношении обеспечения сбора налогов. При Петре I после проведения поголовной переписи населения вводится система налогообложения, основанная на подушной подати, происходит реформа государственного управления.




Вторая попытка

Через десять лет пришло новое поколение счетных работников. И вновь заговорили об Институте бухгалтеров. Главным действующим лицом стал бухгалтер Федор Иоганович Бельмер. По его настоянию для обсуждения данного вопроса в 1909 году был созван съезд бухгалтеров. Предложенный съездом проект «Положения о профессиональном Институте в России» предполагал, что вступить в него могут только лица, обладающие цензом:
  • научно-образовательным (общими и специально-профессиональными знаниями);
  • практическим;
  • нравственным.
Члены Института подразделялись на три категории: кандидаты, бухгалтеры, эксперты.
На основании указанного положения бухгалтеры-эксперты должны были избираться только из бухгалтеров — членов Института, имеющих соответствующие научно-образо­ва­тельный и практический цензы, а именно:
  • пребывание бухгалтером — членом Института не менее трех лет;
  • представление аттестата об окончании курса учебного заведения не ниже среднего;
  • не менее двух докладов с публичной защитой.
Рассмотрение недоразумений между членами Института и работодателями возлагалось на особую комиссию, состоявшую как из членов Института, так и из представителей Министерства торговли и промышленности, Биржевого комитета.

НЭП
Следующая попытка развития аудиторской деятельности была предпринята уже в годы нэпа, когда существовал Институт государственных бухгалтеров-экспертов (ИГБЭ). Он был создан в 1924 году при Народном Комиссариате Рабоче-крестьянской Инспекции СССР (НК РКИ РСФСР). Его задачи определялись как содействие правильной постановке учета в стране и проведение экспертиз по всякого рода вопросам счетоводства и отчетности по требованию государственных органов. Деятельность института носила замкнутый характер, поскольку весь накопленный в процессе работы материал представлялся в виде заключений и докладов в Центральные бюро ИГБЭ, а затем отправлялся в хранилища. Соответственно все обнаруженные недочеты и достижения в области постановки учета и отчетности не публиковались.

Для качественного выполнения экспертизы аудитор-бухгалтер должен был иметь высокую квалификацию. Поэтому при зачислении в действительные члены ИГБЭ и в кандидаты выдвигалось требование о надлежащем стаже работы по следующим видам счетоводства: бюджетному, промышленному, кооперативному, торговому, банковскому, сельскохозяйственному.

Правила членства в ИГБЭ были строгими. Журнал общества регулярно публиковал списки лиц, которых Институт рекомендовал НК РКИ РСФСР исключить из числа своих членов. Стандартной формулировкой была: «за допущенное им личное позаимствование сумм из кассы своего предприятия и сокрытие в дальнейшем своей задолженности путем искусственных бухгалтерских проводок».

К 1930 году вследствие непонимания обществом и чиновниками того, что такое аудит и коммерческая тайна, независимые проверки — прообраз аудиторских — перестали существовать.


НА ЗАМЕТКУ
Полагают, что еще в Древнем Египте (около 2600 г. до н. э.) существовали специалисты, которые совмещали функции учета, управления и контроля, т. е. по сути выполняли ряд действий, часть из которых сейчас называется аудитом. В Римской империи (с VII века до н. э.) контрольные функции осуществлялись кураторами, прокураторами, квесторами. Городские квесторы заведовали казной, провинциальные — финансовым управлением провинции. После падения Римской империи аудит получил широкое распространение в Италии. Купцы Флоренции и Венеции использовали труд аудиторов для проверки платежеспособности капитанов торговых судов. В это время прааудит имел строго целевое направление: предотвращение ошибок.


Годы перестройки


В России аудиторская деятельность в современном ее виде появилась сравнительно недавно — в 1987 году, когда в стране стали создаваться первые ко­оперативы и частные фирмы, возникли совместные предприятия, в уставном капитале которых имелась доля, принадлежащая иностранным инвесторам.

После появления организаций, не являющихся собственностью государства, встал вопрос о том, кто должен проверять их финансовую деятельность. В то время таким правом обладало только Контрольно-ревизионное управление (КРУ) Министерства финансов СССР. В положении об этом управлении было записано, что оно осуществляет ревизию государственных, кооперативных и общественных предприятий и организаций. Однако о совместных предприятиях там не упоминалось.

Первой российской аудиторской организацией можно считать фирму «Инаудит», созданную в 1987 году. Однако и она не могла считаться независимой, поскольку ее учредителями выступали в том числе Министерство финансов (55 процентов уставного капитала) и Министерство торговли (10 процентов). Деятельность этой фирмы сводилась к следующему: проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности, получать и проверять всю необходимую документацию, а также, в случае необходимости, разъяснения должностных лиц; получать сведения о деятельности проверяемых предприятий от третьих лиц: Госбанка, иных кредитных учреждений, других связанных с ним предприятий и организаций; учреждать свои представительства; поддерживать профессиональные контакты с инофирмами; публиковать отчетность как в России, так и за рубежом, оказывать консультационные услуги по постановке бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля и т. д.

1990 год — время создания подлинного аудита в нашей стране. Принятие в этом году ряда законов («О предприятиях в СССР», «О собственности в СССР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности») позволило создавать аудиторские фирмы в форме товариществ с ограниченной ответственностью. В это время были зарегистрированы аудиторские фирмы, учредительные документы которых предусматривали проведение проверок финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий любых организационно-правовых форм и видов собственности с целью подтверждения достоверности и реальности их финансовой отчетности; предоставление консультаций по вопросам финансовой, правовой, хозяйственной и коммерческой деятельности.

К концу 1991 года стали активно разрабатываться проекты нормативных документов об аудите. К этому периоду в стране уже насчитывалось около 800 аудиторских фирм. В крупных городах России началась аттестация лиц, желающих заняться аудиторской деятельностью. Этот подход дал положительные результаты: была создана система подготовки аудиторов; разработаны методические пособия по соответствующим дисциплинам; открыты специальные кафедры и повышена квалификация профессорско-преподавательского состава. Через такую систему аттестации в начале 1990-х годов прошли тысячи аудиторов. Этот опыт был учтен и в дальнейшем, после выхода документов, определяющих порядок аттестации аудиторов. 


Реклама