Все материалы сайта
Как учесть затраты на обновление программ для ЭВМ
Минфин России в письме от 6 ноября 2012 г. № 03-03-06/1/572 разъясняет порядок учета затрат на обновление программ для ЭВМ.
Разъяснено, что расходы на обновление программы для ЭВМ, исключительное право пользования которой принадлежит организации, могут учитываться в расходах на основании подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ. Затраты на приобретение обновлений для таких программ распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
При этом налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого указанные расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли.
НДФЛ: женщина является опекуном ребенка
Минфин России в письме от 24 октября 2012 г. № 03-04-05/8-1215 разъясняет порядок предоставления стандартного налогового вычета по НДФЛ в случае, если женщина является опекуном ребенка, а отец ребенка лишен родительских прав.
Лишение одного из родителей родительских прав не означает отсутствие у ребенка второго родителя, то есть что у ребенка имеется единственный родитель. Более того, лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка. Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах.
Установленное право налогоплательщика на получение стандартного налогового вычета в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю не нарушает принципа равенства налогообложения, так как учитывает объективно обусловленные различия между отдельными категориями налогоплательщиков.
Сообщить в налоговые органы о переходе на УСН с 2013 года следует в соответствии с новой формой уведомления
В связи с изменениями, внесенными в главу 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ, ФНС России приказом от 2 ноября 2012 г. № ММВ-7-3/829@ утвердила новые формы документов для применения УСН, в том числе рекомендуемые формы:
Все формы документов начнут применяться с 1 января 2013 года, за исключением формы
ФНС теперь сможет оперативно уточнять сведения по налогоплательщикам
Федеральной налоговой службой завершена работа по организации подключения к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). С октября 2012 года налоговые органы в рамках рассмотрения обращений налогоплательщиков могут уточнять сведения в Росреестре и ГИБДД МВД России об объектах налогообложения (земельные участки, здания, строения, помещения, автомобили), правах на данные объекты и лицах, на которых зарегистрированы автотранспортные средства, через систему СМЭВ.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. №
Подключение к данной системе позволяет оперативно уточнять сведения по обращениям налогоплательщиков, связанные с вопросами исчисления налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов.
Так, например, если налогоплательщик обратился в налоговую инспекцию с вопросом применения при исчислении ему транспортного налога некорректной мощности двигателя, налоговым органом по системе СМЭВ направляется запрос в ГИБДД МВД России по уточнению мощности двигателя автомобиля, принадлежащего данному налогоплательщику.
Если от ГИБДД налоговый орган получит ответ, подтверждающий данные налогоплательщика, налоговым органом будет произведен перерасчет транспортного налога и направлено налоговое уведомление с произведенным перерасчетом.
При этом необходимо помнить, что в соответствии с нормами Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы исчисляют транспортный налог только на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. И в случае если данные налогоплательщика о мощности двигателя автомобиля не подтверждаются, то налогоплательщику необходимо обратиться в ГИБДД МВД России для внесения изменений в базу данных регистрирующего органа, о чем налогоплательщик будет проинформирован налоговым органом по итогам рассмотрения обращения.
В аналогичном порядке налоговыми органами проводится работа по уточнению в Росреестре сведений о земельных участках, зданиях, строениях, помещениях и их правообладателях.
Недостоверная информация о задолженности по налогам нарушает права налогоплательщика
ФАС Московского округа в Постановлении от 25 октября 2012 г. № А40-26273/12-116-47 отметил, что процедура бесспорного взыскания налога содержит временные ограничения по срокам ее совершения. Организация обратилась в суд, так как на лицевом счете у налогового органа за ней числилась задолженность по налогам и пени. Следует уточнить, что задолженность числилась по состоянию на 1 октября 2011 года. Налогоплательщик уточнил, что указанная недоимка была образована еще в 2007 году (со времен его предшественника).
Суды, удовлетворяя заявленные требования, подчеркнули, что недостоверная информация о задолженности, нарушает право налогоплательщика на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов.
ФАС считает необоснованным довод налогового органа о том, что Налоговым кодексом не установлен срок давности на взыскание недоимки, задолженности по соответствующим пеням и штрафам.
В случае пропуска инспекцией срока направления требования об уплате налога, исчисление срока для принудительного взыскания налога производится исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 70 и 48 НК РФ.
С учетом изложенного, вывод судов об истечении сроков для взыскания спорных налоговых платежей, образовавшихся до 2007 года, является правильным, соответствующим действующему законодательству, уточнила кассационная инстанция. Жалоба ИНФС была оставлена без удовлетворения.
Заказчик вправе запросить сведения об участнике размещения заказа
ФНС России в письме от 26 октября 2012 г. № ЕД-4-3/18160@ даны разъяснения по вопросам предоставления налоговыми органами сведений в отношении юридических лиц, подавших заявку на участие в конкурсе (аукционе) на поставку товаров (работ, услуг) для госнужд.
На основании пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2005 г. №
ФНС России обращает внимание, что заказчик (уполномоченный орган) не вправе запрашивать информацию о достоверности предоставленных участником документов и (или) сведений либо об их соответствии бухгалтерской отчетности, представленной в налоговый орган (при этом отмечено, что годовая бухгалтерская отчетность представляется организациями в территориальные органы Росстата).
Сообщается также, что с 23 июля 2012 года утратили силу положения Федерального закона «О размещении заказа...», предусматривающие проверку заказчиком (уполномоченным органом) соответствия поручителя исполнения контракта установленным требованиям.
НДС: место аренды – крыша муниципального объекта
Минфин России в письме от 22 октября 2012 г. № 03-07-11/442 разъясняет порядок уплаты НДС, если в аренду представляется крыша муниципалитета. Ппри предоставлении на территории России органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества НДС исчисляют и уплачивают в бюджет налоговые агенты — арендаторы указанного имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ).
В то же время крыша не может являться объектом аренды, поскольку представляет собой конструктивный элемент здания и не является самостоятельным объектом недвижимости, который мог бы быть передан в пользование отдельно от здания (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС России от 11 января 2002 г. № 66).
Таким образом, пункт 3 статьи 161 НК РФ не распространяется на лиц, приобретающих у органов местного самоуправления услуги по предоставлению места на кровле (крыше) объекта муниципального нежилого фонда для размещения оборудования средств связи.
Следовательно, при оказании органом местного самоуправления вышеуказанных услуг исчисление и уплату налога на добавленную стоимость следует производить органу местного самоуправления.
Как признать задолженность безнадежной
Минфин России в письме от 19 октября 2012 г. № 03-03-06/1/559 разъясняет порядок признания безнадежной сумму основного долга с процентами после исключения из ЕГРЮЛ должника, в отношении которого было открыто конкурсное производство.
Разъяснено, что после внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении из реестра юридического лица, в отношении которого было открыто конкурсное производство, кредитор вправе признать сумму основного долга с процентами безнадежной и включить ее в состав расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
ФНС ообщает о порядке заполнения декларации по транспортному налогу при применении налоговой льготы
ФНС России в письме от 26 октября 2012 г. № БС-4-11/18200 сообщает, что форма налоговой декларации, утвержденная Приказом ФНС России от 20 февраля 2012 г. № ММВ-7-11/99@, предусматривает возможность исчислить сумму транспортного налога при применении налоговой льготы, как за весь налоговый период, так и за неполный налоговый период.
Сообщается, что в случае, если в течение 2012 года у налогоплательщика возникли основания для применения налоговой льготы, то в строке 180 налоговой декларации при исчислении суммы налоговой льготы вместо коэффициента «Кв», учитывающего число полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, необходимо применять коэффициент «Кл», учитывающий число полных месяцев, в течение которых применяется налоговая льгота.
С 1 января 2013 года организации должны представлять в налоговые органы только годовую бухгалтерскую отчетность
Минфин России в письме от 23 октября 2012 г. № 03-11-09/80 напоминает, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. №
Перечень лиц, которые могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом №
С 1 января 2013 года организации должны представлять в налоговые органы только годовую бухгалтерскую отчетность (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Производственный календарь на 2013 год
В производственном календаре приведена норма рабочего времени на месяцы, кварталы и 2013 год в целом при 40-, 36- и
Использование БСО при наличных денежных расчетах без применения ККТ
ФНС России в письме от 24 октября 2012 г. № АС-4-2/18034 разъясняет, что использование бланков строгой отчетности при наличных денежных расчетах без применения ККТ в случае оказания населению услуг, не поименованных в ОКУН, не противоречит законодательству РФ.
Соответствующий вывод содержится в письме ФНС России, в котором также указано, что перечень услуг, поименованных в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН), не является исчерпывающим. Если оказываемые услуги могут быть классифицированы в соответствии с ОКУН, налогоплательщики вправе использовать при наличных денежных расчетах, а также при расчетах с использованием платежных карт бланки строгой отчетности. Причем данные документы могут быть разработаны налогоплательщиком самостоятельно, главное требование — документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 3 «Положения об осуществлении наличных денежных расчетов...», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 № 359.
Порядок представления заявления на возврат НДФЛ
ФНС России в письме от 26 октября 2012 г. № ЕД-4-3/18162 разъясняет, что налогоплательщик одновременно с подачей налоговой декларации по НДФЛ, в которой заявлены налоговые вычеты, вправе подать заявление на возврат излишне уплаченного налога.
При этом если по итогам проведения камеральной налоговой проверки декларации, представленной физическим лицом в налоговую инспекцию, будет установлен факт излишней уплаты налога, сумма переплаты должна будет возвращена налогоплательщику в течение срока, определенного пунктом 6 статьи 78 НК РФ. Данный срок начнет исчисляться со дня подачи заявления о возврате, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки налоговой декларации, либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена (три месяца со дня представления налоговой декларации).
С 1 августа 2012 года решения налоговых инспекций о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков должны направляться в банки только в электронном виде
ФНС России в письме 22 октября 2012 г. № АС-4-2/17859 напоминает, что с 1 августа 2012 года вступило в силу изменение, внесенное в статью 76 Налогового кодекса РФ, предусматривающее указанное выше требование. Иного порядка направления данных документов в банк Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Управлениям ФНС России по субъектам РФ предписано обеспечить неукоснительное исполнение данного требования.
Порядок возврата госпошлины в случае допущения ошибок в платежном документе
Минфин России в письме от 17 октября 2012 г. № 03-05-04-03/84 разъясняет порядок возврата государственной пошлины в случае допущения ошибок в платежном документе или в случае утери или порчи оригинала платежного документа.
Ведомство отметило, что заявитель (плательщик сбора) вправе запросить в банке воспроизведение на бумажном носителе исполненного распоряжения. Кроме того, следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 333.18 НК РФ с 1 января 2013 года факт уплаты государственной пошлины подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).
При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в ГИС ГМП, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.
Выплаты сотрудникам за неиспользование санаторно-курортной путевки относятся к компенсации, в связи с чем не подлежат обложению страховыми взносами
ФАС Московского округа в Постановлении 23 октября 2012 г. № А40-7897/12-116-16 пояснил, что выплаты сотрудникам учреждения за неиспользование санаторно-курортной путевки не подлежат обложению страховыми взносами.
Указано, что сотрудники заявителя являются государственными гражданскими служащими, поэтому на них распространяется действие законодательных актов города Москвы, в частности, закона, устанавливающего дополнительные государственные гарантии государственным служащим.
Компенсационная выплата за неиспользованную санаторно-курортную путевку является выплатой денежных средств взамен предоставления (в натуре) санаторно-курортной путевки государственным гражданским служащим города Москва.
Установленные законодательным актом субъекта Российской Федерации компенсации направлены на восполнение государственному служащему его физических и моральных затрат, связанных с исполнением служебных обязанностей (предоставляется именно в связи с осуществлением данных обязанностей).
При этом следует учитывать целевой характер компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку, поскольку данная компенсация направлена на предоставление государственному служащему возможности самостоятельного выбора форм и способов отдыха (лечения), в том числе, не только в период нахождения в отпуске, но и в период осуществления должностных полномочий государственного служащего.
Включение указанных выплат в базу, облагаемую страховыми выплатами, поставило бы в неравные условия сотрудников, которым были предоставлены санаторно-курортные путевки (в натуре), и сотрудников, которым они не предоставлялись, а была выплачена компенсация, что не соответствует конституционным принципам равноправия.
Порядок представления заявления на возврат НДФЛ
ФНС России в письме от 26 октября 2012 г. № ЕД-4-3/18162@ рассмотрела вопрос представления в налоговые органы заявления о возврате НДФЛ. Разъяснено, что, гражданин одновременно с подачей налоговой декларации по форме
Срок на возврат излишне уплаченного налога, определенный п. 6 ст. 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи налогоплательщиком заявления о возврате налога, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки налоговой декларации.
Данная позиция подтверждается п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».
НДФЛ: работодатель вправе вернуть переплату
Работнику для приобретения жилья была предоставлена материальная помощь. В связи с увольнением работника до истечения срока договора и возвратом части суммы материальной помощи, уменьшенной на сумму удержанного НДФЛ, у налогового агента образовалась переплата налога.
Минфин России в письме от 17 октября 2012 г. № 03-04-05/10-1198 сообщает, что указанная переплата может быть возвращена в порядке ст. 78 НК РФ.
Законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю исполнительного документа
ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 5 октября 2012 г. № Ф03-3988/2012 пояснил, что отсутствие у должника лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства не является в силу действующего законодательства основанием для возвращения исполнительного листа без исполнения.
Указано, что законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю исполнительного документа. Такое основание, как отсутствие лицевого счета должника, в законе не содержится.
Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший постановление и выявивший отсутствие у него лицевых счетов должника, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган указанное постановление для исполнения.
При отсутствии у должника лицевых счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка или кредитных организациях, постановление о назначении административного наказания направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.
Поскольку в данном случае казначейство такие действия не произвело, а возвратило исполнительный документ взыскателю по основаниям, не предусмотренным законом, суды правомерно признали его действия незаконными.
62 филиала энергетического агентства ведут расчет заработной платы в системе «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8»
ООО «Галфинд» завершил внедрение программы «1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8» в ФГБУ «Российское энергетическое агентство». Это позволило минимизировать затраты, связанные с расчетом заработной платы более 2000 сотрудников, повысить качество расчета и сократить время на консолидацию данных.