Финансы войны
Вторжение войск фашистской Германии потребовало от СССР стремительных действий по перестройке народного хозяйства, финансов, бухгалтерского учета. Вся жизнь шла с учетом военного времени.
Нельзя сказать, что Великая Отечественная война началась неожиданно. Вторая мировая война уже тянулась в Европе почти 22 месяца. Надежда была на то, что вторжение на территорию СССР удастся отложить. 1 сентября 1939 года, в день начала Второй мировой войны, сразу же был принят новый закон «О всеобщей воинской обязанности», предполагавший возможность быстрой массовой мобилизации граждан. Переориентация советской экономики на военный лад началась еще раньше.
Несбывшийся план
Плановая экономика Советского Союза развивалась быстрыми темпами. И казалось, что устойчивое развитие позволит догнать экономических лидеров уже в ближайшие годы. Под лозунгом: «Догнать и перегнать!» в 1939 году началась третья пятилетка советской экономики. Но план оказался стратегическим просчетом. Высшее руководство страны разделяло надежду, что война для СССР не начнется раньше завершения новой, третьей пятилетки, конец которой ожидался в 1942 году. А если все планы очередной пятилетки осуществятся, то и вступить в войну, неизбежность которой очевидна, будет не страшно, так как экономический потенциал поднимется до уровня ведущих стран.
«Железный» наркомфин Арсений Григорьевич Зверев[1] так вспоминает о финансовом положении в начале войны: "Всякий раз как существенно меняется историческая обстановка, соответственно меняются методы использования и применения финансов. Когда грянула Великая Отечественная война, перед финансовой системой были поставлены исключительно ответственные задачи. Требовалось мобилизовать крупные денежные средства, направив их на обеспечение нужд хозяйства, работавшего под лозунгом: «Все для фронта, все для победы!»[2].
Раздел «Д»
В России к началу XX века уже сложилась крепкая бухгалтерская школа. Преподаватель Московского коммерческого института Александр Павлович Рудановский (1863–1931) заложил основы теории бухгалтерского учета и превратил его в самостоятельную дисциплину. Ученик Рудановского Александр Михайлович Галаган (1879–1938) сформировал прочный фундамент советской бухгалтерской науки, став крупнейшим специалистом по теории и практике счетных наук. Несмотря на то что в 1931 году его идеи подверглись общественному суду, посмертное издание работы Галагана «Основы бухгалтерского учета» в 1939 году стало одним из руководств к созданию мобилизационной бухгалтерии военного времени. По сути были созданы всесторонние методологические концепции учета, унифицирован план счетов и типизированы формы отчетности, разработано учение о нормировании баланса. Галаган разделил хозяйственную деятельность на три главных элемента: субъект (участник хозяйственной деятельности); объект (основные и оборотные средства предприятий); операции (действия человека с ценностями). В мирное время в этой логичной схеме, казалось, было все ясно. Однако война внесла свои коррективы — главной неприятной новостью для бухгалтерского учета стал ущерб, наносимый военными действиями.
Для оценки размера такого ущерба с 1 апреля 1942 года был введен специальный раздел балансовых статей под литерой «Д». В балансах предприятий, подлежавших эвакуации, статьи данного раздела предназначались для бухгалтерского учета основных и оборотных средств, оставшихся на временно оккупированной врагом территории или вывезенных оттуда, но не прибывших на новое место нахождения, и дебиторско-кредиторской задолженности, утратившей реальность из-за военного времени.
Предприятия, восстановленные на освобожденных территориях, отражали по разделу «Д» основные и оборотные средства, разрушенные, уничтоженные и разграбленные врагом, а также другие потери военного времени. В баланс были введены такие счета и статьи, как «Основные средства неэвакуированные», «Материалы неэвакуированные», «Товары неэвакуированные», «Разрушенные и поврежденные основные средства», «Частично поврежденные основные средства», «Уничтоженные и расхищенные врагом товарно-материальные ценности», «Товарно-материальные ценности эвакуированные, но не прибывшие на место эвакуации» и т. п. Инструкцией о порядке заполнения форм годового отчета за 1943 год промышленными предприятиями, утвержденной Наркомфином СССР и ЦСУ Госплана СССР 15 октября 1943 года, в раздел «Д» были внесены дополнения исходя из опыта учета за прошедшие месяцы войны.
Нередко учетная документация по перемещаемым и эвакуированным предприятиям была полностью или частично утрачена — в таких случаях делались запросы в вышестоящие организации, органы банка, на месте проводилась сплошная инвентаризация и т. п. На основании полученных данных составлялся новый вступительный баланс. Если была возможность, производилось сопоставление с последним до эвакуации балансом. Выявленную разницу между двумя величинами уставного фонда относили на вновь вводимую в активе баланса статью «Разница между пассивом и активом в результате потерь военного времени». Здесь отражали разницы и потери, причины которых были неизвестны. Если такие суммы и причины определялись, то они списывались с этой статьи на соответствующие счета и статьи, указанные выше. В балансе они отражались в активе раздела «Д».
Возникали сложности в расчетах между тыловыми и эвакуированными предприятиями, а также предприятиями, оставшимися на временно оккупированной территории. Здесь было много незаконченных расчетов, которые требовали установления соответствующих поставщиков, покупателей, их местонахождения, причин, сроков задолженности и т. п. В связи с этим в учет были введены счета «Товары отгруженные и выполненные работы эвакуированным предприятиям», «Товары отгруженные и выполненные работы предприятиям, оставшимся на занятой территории и не возобновившим своей деятельности в тылу», «Спорные долги по претензиям, возникшим в связи с военными действиями», «Ссуды Госбанка под расчетные документы в пути за товары, отгруженные эвакуированным предприятиям», «Ссуды Госбанка под расчетные документы в пути за товары, отгруженные предприятиям, оставшимся во временно занятых районах и прекратившим свое существование», «Материалы в пути, не прибывшие до эвакуации на предприятие», «Дебиторы-предприятия эвакуированные», «Дебиторы-предприятия, оставшиеся на территории, временно занятой врагом, а также не возобновившие свою деятельность на освобожденной территории» (аналогичные счета и по кредиторам). Все эти счета отражались в разделе «Д» актива и пассива баланса.
Предприятия, возобновившие свою деятельность на освобожденной территории, пользовались счетами «Дебиторская задолженность, отсроченная до особых указаний», «Задолженность банку по ссудам, отсроченная до особых указаний» (по задолженности, возникшей до оккупации), а также «Задолженность кредиторам, отсроченная до особых указаний».
При составлении баланса на 1 января 1945 года статьи раздела «Д» были перенесены в раздел «А», а сам раздел «Д» был упразднен. Стоит отметить, что введение раздела «Д» в балансы позволило в дальнейшем выявить всю сумму материального ущерба, нанесенного войной государственным предприятиям и учреждениям.
В организации учета на работавших предприятиях (не только военных) произошли существенные изменения учета. Главным принципом для военных лет стал режим строжайшей экономии, заключавшийся в постоянном контроле за расходованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Цель, которую ставили перед режимом строжайшей экономии, состояла в том, чтобы быстро мобилизовать ресурсы для финансирования военных расходов, оперативной помощи фронту и укрепления пошатнувшейся в первые месяцы оборонной мощи государства. Новыми тратами, требовавшими учета, стали, например, затраты на противовоздушную оборону или устранение последствий бомбардировок. Особая задача состояла в своевременном финансировании восстановления предприятий в освобожденных районах.
Возросшее хозяйство военных организаций, которое уже после Второй мировой войны получит обобщенное название «военно-промышленный комплекс», требовало тщательного учета. Причем важно заметить, что речь идет не только о военных соединениях, но и о военно-строительных организациях, управлениях оборонительных работ. Для простоты и оперативности учета была существенно упрощена бухгалтерская отчетность.
Главная задача тех лет — рационализация учета. В военное время стало ясно, что оперативно-статистический учет нельзя выполнять на уровне цехов, так как это сильно усложняет процедуру, а часто и замедляет работу. Было принято решение повысить уровень учета, который был централизован уже на уровне управлений предприятиями. Резко ограничивалось количество показателей учета: раньше их было больше 70, а теперь стало порядка 20. Также сократилось количество отчетных калькуляций.
Бухгалтерия военного времени
В связи с новыми реалиями в полный рост встали проблемы учета. Возросшие объемы бухгалтерской работы в годы войны требовали больших штатов работников, но это чаще всего становилось неразрешимой задачей. Большинство мужчин-бухгалтеров воевали на фронтах. При этом вузы готовили финансистов и в военное время. Сроки обучения были сокращены (обычно до двух-трех лет). Даже в самые напряженные месяцы войны в эвакуации работали финансовые и кредитные институты, и повсеместно открывались курсы подготовки и переподготовки. Среди учебных дисциплин для бухгалтеров, ревизоров и инспекторов самыми важными считались «Основы бухгалтерского учета» и «Основы гражданского права СССР».
Война привела к дефициту товаров, ставшего причиной для введения карточной системы. Учет продовольственных и промышленных товаров, реализуемых по карточкам, был крайне сложным и строго контролировался. Торговые организации должны были отчитываться перед специально созданными контрольными бюро о реализации товаров либо в натуральном виде, либо в условных единицах, удостоверяя сбыт отоваренных талонов по соответствующим карточкам.
Нормированные товары оформлялись в различные группы, что оказалось существенным дополнением к привычному в розничной торговле денежному учету. Как показала практика, такого рода учет требовал много труда, а карточная система серьезно усложняла инвентаризацию товаров, особенно в розничных магазинах.
Но карточки не стали единственной приметой войны. Не стоит забывать и о капитальном строительстве, которое было связано и с эвакуацией предприятий на восток, и со все возрастающими потребностями производства.
В 1944–1945 годах в Управлении бухгалтерского учета Наркомфина СССР при поддержке Центрального статистического управления Госплана СССР была проведена большая работа по подготовке типового руководства к плану счетов текущего учета капитальных вложений основной деятельности подрядных организаций. При этом не стоит забывать, что последние годы войны существенно отличались от первых месяцев военного противостояния, когда стало ясно, что без упрощенной формы бухгалтерии просто не справиться с постоянно меняющейся обстановкой.
Финансисты, так же как и бухгалтеры, стали весьма важной военной профессией. Для обслуживания войск действующей армии были созданы: на фронтах — полевые конторы, в армиях — полевые отделения, в соединениях — полевые кассы Госбанка[3]. Финансовая служба фронтов, армий, дивизий, полков осуществляла расчетно-кассовое обслуживание войск, кредитование военной торговли, выполняла некоторые функции сберегательных касс. Разветвленная сеть полевых учреждений Госбанка сыграла большую роль в регулировании денежного обращения и поддержании его относительной устойчивости.
«Каждая пущенная на ветер копейка, — отмечал А. Г. Зверев, — могла при случае обернуться гибелью сражавшегося на фронте воина. Максимальная организованность и дисциплина, целеустремленность, необходимость бить все время в главную точку — вот чего требовала партия от Наркомата финансов». Для поощрения самых дисциплинированных и целеустремленных работников уже в 1942 году был учрежден нагрудный значок «Отличнику финансовой работы».
Ленд-лиз[4]
Особую роль в годы Великой Отечественной войны сыграли поставки по программе ленд-лиза. Ее концепция давала президенту Соединенных Штатов Америки полномочия помогать любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для его государства. Согласно Закону о ленд-лизе, принятому Конгрессом США 11 марта 1941 года, поставляемые по этой программе материалы (техника, оружие, сырье и другие товары), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежали оплате. При этом оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей имущество необходимо было полностью или частично оплатить за счет американских беспроцентных займов. В случае заинтересованности американской стороны неразрушенные и неутраченные техника и оборудование должны были после войны вернуться на родину.
Поставки из США в СССР можно разделить на следующие этапы:
- «пре-ленд-лиз» — 22 июня 1941 года — 30 сентября 1941 года;
- первый протокол — 1 октября 1941 года — 30 июня 1942 года (подписан 1 октября 1941 г.);
- второй протокол — с 1 июля 1942 года по 30 июня 1943 года (подписан 6 октября 1942 г.);
- третий протокол — с 1 июля 1943 года по 30 июня 1944 года (подписан 19 октября 1943 г.);
- четвертый протокол — с 1 июля 1944 года (подписан 17 апреля 1944 г.) — формально завершился 12 мая 1945 года, но поставки были продлены вплоть до окончания войны с Японией.
В памяти современников остались прежде всего поставки продовольствия. Недаром американскую тушенку в шутку прозвали «вторым фронтом». Стали появляться и американские автомобили, самолеты. Объем поставок по ленд-лизу был значительным. Мясные консервы, привезенные союзниками, составили 108 процентов от советского производства, сахар-песок — почти 42 процента. Не стоит забывать и 16 млн пар обуви. Поставки союзников практически закрыли два слабых места Красной армии — транспорт и связь. Союзники поставили 409 500 автомобилей — большая часть из них это грузовики-студебеккеры, 1900 паровозов, свыше 11 000 вагонов, 622 000 тонн рельсов. В СССР по ленд-лизу было поставлено 35 800 радиостанций, 5899 приемников, около 1 млн миль полевого телефонного кабеля. Все поставки по ленд-лизу требовалось внимательнейшим образом учитывать и контролировать.
А. И. Микоян, занимавший в период с 1938 по 1949 год пост министра (наркома до 1946 г.) внешней торговли, говорил о поставках по ленд-лизу: "Теперь легко говорить, что ленд-лиз ничего не значил. Он перестал иметь большое значение много позднее. Но осенью 1941 года мы все потеряли, и если бы не ленд-лиз, не оружие, продовольствие, теплые вещи для армии и другое снабжение, еще вопрос, как обернулось бы дело«[5].
Необходимо отметить вклад и других союзников. Помощь вооружением и военными материалами, предоставленная Советскому Союзу Великобританией с лета 1941 года по 8 сентября 1945 года, составила 318 млн фунтов стерлингов, или 15 процентов от общей суммы помощи. Именно в первые месяцы войны английская военная помощь, которую просил и получал И. В. Сталин, была очень существенной. Английские «спитфайры», «харрикейны» обороняли не только нашу столицу, но защищали и Сталинград, север и юг России, Кавказ, Белоруссию. Именно на «харрикейнах» одерживали свои победы дважды Герои Советского Союза Амет-хан Султан, И. Степаненко, А. Рязанов.
Начиная с третьего протокола, прямое участие в оказании помощи СССР стала принимать Канада. Канадские поставки включали вооружение, промышленное оборудование, цветные металлы, сталь, прокат, химические товары, продовольствие. На оказание помощи СССР в 1943–1946 годах было затрачено около 167,3 млн канадских долларов, или 6,7 процента от общей суммы помощи[6]. СССР получал помощь от союзников не только по программе ленд-лиза. В Соединенных Штатах, в частности, был создан Комитет помощи русским в войне (Russia War Relief). "На собранные деньги комитет приобретал и направлял Красной Армии, советскому народу лекарства, медицинские препараты и аппаратуру, продукты питания, одежду. Всего за время войны Советскому Союзу была оказана помощь на сумму более полутора миллиардов долларов«[7]. В Англии подобный комитет возглавляла Клементина Черчилль, жена премьер-министра.
Цена победы
По уточненной информации, во время войны погибло почти 27 миллионов граждан СССР. На территории Советского Союза за время войны было разрушено не менее 1710 городов и поселков, а также более 70 000 деревень. Естественно, в этих населенных пунктах были полностью уничтожены промышленные предприятия и заводы, а также жилой фонд. Всего было разрушено более 31 000 предприятий, 13 000 мостов, 65 000 км железнодорожных путей. По оценкам экспертов, прямой ущерб в рублевом эквиваленте составил около 678 млрд без учета вложений в ведение войны и потери, которые понес Союз из-за прекращения экономической деятельности в оккупированных районах государства.
Значительно пострадало и сельское хозяйство, особенно в регионах, в довоенные годы специализировавшихся именно на производстве сельхозпродукции и ставших местом ведения военных действий — Кубань, Поволжье, Белоруссия, Украина, Молдавия, Центральная часть России. Больше всего потерь понес животноводческий сектор, однако и другим отраслям сельского хозяйства пришлось нелегко. Всего же, по оценкам экспертов, Советский Союз потерял более 30 процентов национального богатства, если говорить об ущербе государству в целом. На оккупированных территориях потери составили более двух третей.
Еще одним итогом войны в экономическом отношении стало перебазирование промышленности из оккупированных районов на Урал и на север, а также развитие на востоке страны новых промышленных зон. После войны многие предприятия так и остались на новых местах, изменив производственную инфраструктуру.
Расчет ущерба стал важной финансовой задачей после Победы. Огромные средства понадобились на восстановление хозяйства в варварски опустошенных врагом областях. По мере продвижения линии фронта далее на Запад требовалось точно оценить народное достояние, стоимость обнаруженного у гитлеровцев награбленного имущества. Общий порядок расчетов, практиковавшихся в военное время, нашел свое завершение в специальной инструкции Наркомата финансов о возвращаемых в СССР товарно-материальных ценностях, выпущенной в июле 1945 года. Для исчисления ущерба, причиненного СССР, применялись особые ценники. Для точности всегда обращались к экспертам, которые давали оценку исходя из реальной производственной практики.
Как показало время, для восстановления народного хозяйства Советского Союза потребовалось время.
[1] Об А. Г. Звереве читайте в журналах «Бюджетный учет» № 5/2015. С. 74–79; № 6/2015. С. 72–77.
[2] Зверев А. Г. Записки министра. М.: Политиздат, 1973.
[3] См. журнал «Бюджетный учет» № 7/2011. С. 78–79.
[4] Ленд-лиз (от англ. lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду, внаем) — государственная программа, по которой Соединенные Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие и стратегическое сырье, включая нефтепродукты.
[5] Бережков В. М. Как я стал переводчиком Сталина. М., 1993. С. 337.
[6] Союзники в войне 1941–1945 гг. М., 1995. С. 190–191.
[7] Феклисов А. За океаном и на острове. М., 1994. С. 27.