Все материалы сайта

20.03.2012   Налоги

Компенсационные выплаты при увольнении, превышающие трехкратный размер среднего месячного заработка, облагаются НДФЛ

Минфин России письмом от 2 марта 2012 г. № 03-04-06/9-53 разъяснил вопрос обложения НДФЛ выплат, производимых с 1 января 2012 г. работнику организации при увольнении .

С 1 января 2012 г. освобождаются от обложения НДФЛ компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, а также сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, выплаты, производимые работнику организации при увольнении, в том числе выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 Кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Суммы превышения трехкратного размера (шестикратного размера) среднего месячного заработка подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

19.03.2012   Налоги

Если субсидии получены автономным учреждением не от учредителя?

Минфин России в письме от 2 марта 2012 г. № 03-11-06/2/37 дал разъяснения по вопросу определения доходов муниципальным автономным учреждением, применяющим УСН и получающим денежные средства в счет компенсации затрат в связи с заключенным договором о взаимодействии.

Автономное учреждение деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, которое устанавливает для него учредитель. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Пунктом 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ определено, что в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Как следует из запроса, субсидии были получены автономным учреждением не от учредителя, а от Министерства социальной защиты субъекта РФ и являются компенсацией фактически понесенных автономным учреждением затрат за предоставление управлению помещения и рабочих мест для оказания последним государственных услуг населению.

Таким образом, указанные субсидии не соответствуют понятию финансового обеспечения автономного учреждения, установленному Законом N 174-ФЗ, в связи с чем не могут быть признаны средствами целевого финансирования в понятии, приведенном в пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса, и подлежат учету при определении налоговой базы в общеустановленном порядке.

16.03.2012   Налоги

Подарки в пределах 4000 рублей НДФЛ не облагаются

Минфин России в письме от 2 марта 2012 г. № 03-04-06/9-54 рассмотрел вопрос о представлении сведений в налоговые органы по налогу НДФЛ в отношении доходов, выплаченных (переданных) физическим лицам, освобождаемых от налогообложения согласно НК РФ.

Разъяснено, что при получении физическими лицами от организации дохода, не превышающего 4000 руб., организация не признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на организацию не возлагается обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и перечисления в бюджетную систему РФ НДФЛ.

Соответственно, организация не обязана представлять в налоговые органы сведения о таких доходах, полученных физическими лицами.

При этом организации следует вести персонифицированный учет доходов физических лиц, получивших подарки. В случае если стоимость подарков, переданных одному и тому же физическому лицу, превысит в налоговом периоде 4000 руб., организация будет признана налоговым агентом и, соответственно, на нее будут возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов.

Премия сотруднице, которая скоро уйдет в декрет, вызвала сомнения у ФСС

Организация обратилась в Фонд социального страхования с заявлением о возмещении расходов на выплату пособия по беременности и родам сотруднице. Фонд провел камеральную проверку и отказал в возмещении. По мнению ФСС предприятие создало искусственную ситуацию по увеличению дохода работницы.

Спор решался в арбитражном суде (Определение ВАС РФ от 5 марта 2012 г. № ВАС-2110/12). Первая инстанция полностью поддержала заявленные требования организации, а вот далее — судьи были на стороне ФСС. Как следует из материалов дела, арбитров смутил тот факт, что перед наступлением страхового случая, предприятие выплачивало свой будущей «декретнице» премию в размере 100% от оклада. И стоит отметить, что никто больше из других сотрудников премию не получал. Также после ухода работницы в декрет, на ее место никто принят (переведен) не был. Обязанности были переложены на главного бухгалтера.

Обращение компании в ВАС России не принесло положительных результатов. Высшие арбитры не передали дело на пересмотр.

16.03.2012   Налоги

Потребительский кооператив не учитывает расходы, произведенные им в процессе осуществления уставной деятельности

Минфин России в письме от 1 марта 2012 г. № 03-03-06/4/14 разъяснил вопрос об учете для целей налогообложения прибыли организаций взносов, уплачиваемых членами кредитного кооператива.

В состав целевых поступлений кредитного потребительского кооператива для целей налогообложения прибыли организаций отнесены паевые и иные взносы членов кредитного кооператива (пайщиков), предусмотренные Законом № 190-ФЗ от 18 июля 2009 г. и уставом кредитного кооператива.

Налогоплательщики, получившие целевые поступления, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Целевые поступления при направлении их получателем по целевому назначению (на покрытие расходов на содержание и ведение уставной деятельности) при определении налоговой базы не учитываются.

Таким образом, при ведении раздельного учета расходы кооператива, понесенные им при осуществлении уставной деятельности, осуществляются за счет целевых поступлений и не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

16.03.2012   Налоги

Учет членских взносов НКО в целях налогообложения прибыли

Минфин России в письме от 2 марта 2012 г. № 03-03-04/16 разъяснил порядок учета членских взносов некоммерческой организацией в целях налогообложения прибыли организаций.

Если уставом некоммерческой организации предусмотрено проведение мероприятий для членов данной организации, то их взносы на осуществление уставной деятельности не учитываются при определении базы по налогу на прибыль. При этом получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевого финансирования.

15.03.2012   Налоги

Договоры о создании КГН регистрируются уполномоченными налоговыми органами после начала налогового периода

ФНС России направляет для использования в работе письмо Минфина РФ от 28 февраля 2012 г. № 03-03-10/15 о порядке представления налоговых деклараций и уплате авансовых платежей по налогу на прибыль организаций при создании консолидированной группы налогоплательщиков.

15.03.2012   Налоги

Единовременные выплаты работникам организации могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль

Минфин России в письме от 29 февраля 2012 г. № 03-03-06/4/13 разъяснил вопрос об учете для целей налогообложения прибыли расходов в виде единовременных выплат работникам при предоставлении ежегодного отпуска.

По мнению Департамента, единовременные выплаты работникам при предоставлении им ежегодного отпуска, при условии, что такие выплаты предусмотрены коллективным договором, зависят от размера заработной платы и соблюдения трудовой дисциплины, то есть связаны с выполнением физическим лицом его трудовой функции, являются элементом системы оплаты труда и не признаются материальной помощью.

Учитывая изложенное, такие единовременные выплаты работникам организации могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии со ст. 255 НК РФ.

14.03.2012   Налоги

Выездная налоговая проверка завершается составлением справки о проведенной проверке

В Минфине России рассмотрено обращение по вопросу об участии в мероприятиях налогового контроля представителя налогоплательщика, уполномоченного представлять интересы налогоплательщика в рамках проведения выездной налоговой проверки, и письмом от 2 марта 2012 г. № 03-02-07/1-53 сообщается следующее.

Разъяснено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ.

Отмечено, что согласно НК РФ выездная налоговая проверка завершается составлением справки о проведенной проверке, которая вручается налогоплательщику или его представителю.

Подписание акта сверки еще не говорит о проведенной процедуре взаимозачета

Такой документ как акт сверки расчетов между компаниями стал спорным моментом между предприятием и ИФНС. Представители инспекции считают, что акт сверки взаимных расчетов подтверждает произведенный зачет взаимных требований. На этом основании необходимо было доначислить одной из сторон НДС.

ФАС Московского округа, рассматривавший данный спор, в Постановлении от 28 февраля 2012 г. по делу № А41-38210/10 подчеркнул, что акт сверки взаимных расчетов не свидетельствует о прекращении обязательства полностью или частично зачетом встречного однородного требования, как это предусмотрено «ст. 410» ГК РФ. Потому что данный акт не имеет даты составления документа, не имеет измерителей в натуральном выражении, в нем не заполнена правая сторона акта.

Кроме того, в материалы дела не представлено заявление хотя бы одной из сторон о проведении такого взаимозачета. Для проведения зачета взаимных требований необходим надлежащим образом оформленный акт зачета взаимных требований с подписями руководителей двух или нескольких предприятий (п. 3 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»), чего в материалы дела налоговой инспекцией не представлено. Кассационная жалоба ИФНС оставлена без удовлетворения.


Арендная плата может изменяться без заключения дополнительных соглашений

ФАС Московского округа в Постановлении от 29 февраля 2012 г. № А41-10308/11 подтвердил, что изменение арендной платы в результате принятия нормативных актов не требует заключения дополнительных соглашений.

Отметил, что изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.

Арендодатель уведомлял ответчика об изменении арендной платы в связи с изменениями в централизованном порядке базовых ставок арендной платы и коэффициентов

При указанных обстоятельствах необходимость заключения дополнительного соглашения об установлении нового размера арендной платы и его государственной регистрации отсутствовала.

13.03.2012   Налоги

Субсидии, безвозмездно полученные государственным унитарным предприятием от собственника его имущества на покупку коммунальной техники,не включаются в доходы

Минфин России в письме от 21 февраля 2012 г. № 03-03-06/4/10 рассмотрел вопрос об учете в целях налогообложения прибыли организаций средств, выделяемых государственному унитарному предприятию из бюджета субъекта РФ на закупку автотранспортных средств, проведение капитального ремонта и реконструкцию объектов, и сообщает следующее.

Основы деятельности унитарных предприятий определены в ГК РФ и в Законе от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В соответствии с НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

При этом положения НК РФ применяются только в том случае, если средства и иное имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе. В случае если денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат включению в состав доходов от реализации.

Как следует из запроса, субсидии краевому государственному унитарному предприятию были выделены собственником имущества этого предприятия на финансирование расходов, связанных с закупкой автотранспортных средств и коммунальной техники, проведением капитального ремонта и реконструкцией объектов гидротехнических сооружений, а не в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг.

Таким образом, доходы в виде указанных субсидий, полученные государственным унитарным предприятием, по мнению Департамента, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ.

13.03.2012   Налоги

Плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ

Минфин России письмом от 21 февраля 2012 г. № 03-04-06/6-44 разъяснил вопрос об обложении НДФЛ выплат, производимых сотрудникам организации в период их нахождения за пределами Российской Федерации.

В с соответствии с НК РФ плательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Кодексом определено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ.

Учитывая изложенное, в отношении доходов сотрудников организации, полученных от источников за пределами РФ, организация-работодатель не признается налоговым агентом. На такую организацию не могут быть возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов ст. ст. 226 и 230 Кодекса.

В случае если в течение налогового периода статус сотрудников организации меняется на нерезидента и остается таким до конца налогового периода, такие лица в соответствии с п. 1 ст. 207 Кодекса не признаются плательщиками налога на доходы физических лиц по доходам, полученным от источников за пределами РФ.

Соответственно, обязанностей налогоплательщика по декларированию доходов от источников за пределами РФ, в том числе полученных до приобретения статуса нерезидента, и уплате налога на доходы физических лиц такие лица не имеют.

13.03.2012   Налоги

Компенсационная выплата в размере, эквивалентном стоимости молока НДФЛ не облагается

ФНС России в письме от 14 февраля 2012 г. № ЕД-3-3/433@ разъяснила вопрос об обложении НДФЛ компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.

Согласно положениям ст. 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Таким образом, компенсационная выплата, предусмотренная коллективным договором и (или) трудовым договором и выплачиваемая в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов в соответствии с действующим законодательством работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, на основании п. 3 ст. 217 НК не подлежит обложению НДФЛ.

При этом размер указанной компенсационной выплаты определяется в соответствии с Порядком осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2009 г. № 45н.

13.03.2012   Налоги

За первый квартал 2012 года бухгалтеры будут сдавать новую форму 4-ФСС

На сайте Минздравсоцразвития опубликован Приказ от 12 марта 2012 г. № 216н, в котором установлена новая форма отчета 4-ФСС и порядок ее заполнения. Настоящий приказ применяется с представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения, начиная с 1 квартала 2012 года.

13.03.2012   Налоги

Утверждены Правила представления годовой консолидированной финансовой отчетности

Правительство России Постановлением от 3 марта 2012 г. № 179 утвердило Правила представления годовой консолидированной финансовой отчетности.

Документ устанавливает порядок представления в Федеральную службу по финансовым рынкам годовой консолидированной финансовой отчетности , а также особенности ее представления и публикации.

Данные Правила являются обязательными для страховых организаций и иных организаций (за исключением кредитных организаций), ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж или иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг.

Согласно утвержденным Правилам, организации представляют отчетность в течение 120 дней после окончания года, за который она составлена.

ФСС РФ не смог доказать наличие искусственной схемы для получения пособия

ФСС РФ в ходе проверки сделал вывод о том, что сотруднице предприятия специально была завышена заработная плата по причине ухода ее в декрет. Организации было отказано в возмещении расходов на оплату пособия. Компания вынуждена была обратиться в суд.

Суд первой и апелляционной инстанции поддержал позицию предприятия. В действиях общества арбитры не нашли ничего противозаконного. В свою защиту предприятие представило трудовой договор, должностную инструкцию, расчетные листки, соответствующие приказы. ФАС в Постановлении от 15 февраля 2012 г. по делу № А29-907/2011 также подчеркнул, что ФСС РФ ошибся, делая вывод о создании искусственной ситуации получения пособия в более крупном размере.

12.03.2012   Налоги

Информация об изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков направляется в ИФНС по месту нахождения организаций

ФНС России в дополнение к письму от 29 декабря 2011 г. № АС-4-3/22569@ о регистрации и изменении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков письмом от 5 марта 2012 г. № ЕД-4-3/3585@ сообщает следующее.

При проведении проверки соответствия участников создаваемых консолидированных групп налогоплательщиков критериям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации, соответствующие запросы следует направить в налоговые органы по месту нахождения данных налогоплательщиков, а в случае, если налогоплательщик отнесен к категории крупнейших — в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, а также по месту нахождения обособленных подразделений.

Аналогично, при регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков или соглашения об изменении такого договора информация о такой регистрации налоговым органом направляется в налоговые органы по месту нахождения организаций — участников консолидированной группы налогоплательщиков, а в случае, если налогоплательщик отнесен к категории крупнейших — в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, а также по месту нахождения обособленных подразделений.

Законодательство не предписывает необходимость указания в доверенности полномочий на участие в рассмотрении материалов проверки

ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 27 февраля 2012 г. № А32-11198/2011 признал, что налоговая инспекция необоснованно не допустила представителей к участию в рассмотрении материалов налоговой проверки, указав, что в их доверенностях отсутствует право на участие во взаимоотношениях с налоговым органом и право на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки.

ФАС отметил, что в налоговую инспекцию явились лица с надлежаще оформленными полномочиями на представление интересов общества при рассмотрении материалов проверки. Их доверенности составлены в письменной форме, подписаны руководителем предприятия, содержат печать организации, дату выдачи доверенности с указанием срока окончания ее действия. Заявления о прекращении действия доверенностей либо об изъятии полномочий представителей, ограничении объема полномочий от общества не поступали.

В доверенности, выданной уполномоченному представителю налогоплательщика-организации, возможно указание общего полномочия на представление интересов в отношениях с государственными органами.

Ни законодательство о налогах и сборах, ни гражданское законодательство не предписывают необходимость специального указания в доверенности полномочий на участие в рассмотрении материалов проверки. Следовательно, налоговый орган обязан допустить представителей общества к участию в рассмотрении материалов проверки, предоставить право дать свои объяснения.

Оплата поставляемых товаров осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 29 февраля 2012 г. № А03-6826/2011 подтвердил, что поскольку спорными дополнительными соглашениями была изменена цена единицы поставляемого по муниципальному контракту товара, количество увеличено более чем на десять процентов, суды пришли к правильному выводу о недействительности данных соглашений.

ФАС указал, что при поставке товаров по договорам поставки для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.

Цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением оговоренных в законе случаев.

Так, законом предусмотрено право заказчика изменить по согласованию с поставщиком (если заказ размещается у единственного поставщика) не более чем на десять процентов количество всех предусмотренных контрактом товаров при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен контракт.

Также закон предусматривает обязанность заказчика изменить цену контракта при изменении регулируемых государством цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий.