XVII Всероссийский конкурс «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»
июня 2024 года

Все материалы сайта

26.03.2012   Налоги

Право на вычет в двойном размере

Минфин России в письме от 15 марта 2012 г. № 03-04-05/8-303 разъяснил вопрос о предоставлении стандартного налогового вычета по НДФЛ.

Согласно абз. 13 пп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Понятие «единственный родитель» означает отсутствие второго родителя у ребенка, в частности, по причине смерти одного из родителей.

Учитывая изложенное, единственному родителю, на обеспечении которого находится ребенок в возрасте 15 лет, может быть предоставлен стандартный налоговый вычет в двойном размере.

26.03.2012   Налоги

НДФЛ: компенсация за детсад

Минфин России в письме от 13 марта 2012 г. № 03-04-05/3-293 разъяснил порядок обложения НДФЛ компенсации части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях.

Разъяснено, что компенсация части родительской платы, которая производится за счет средств бюджетов субъектов РФ, НДФЛ не облагается.

Если выплаты производятся из других источников, то они не могут рассматриваться как компенсация части родительской платы в смысле ст. 52.2 Закона. Соответственно, такие выплаты не подпадают под действие п. 42 ст. 217 Кодекса и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

26.03.2012   Налоги

Вознаграждение за выслугу лет чернобыльцам, не является компенсационной выплатой

ФНС России в письме от 7 марта 2012 г. № ЕД-4-3/3803@ разъясняет порядок обложения НДФЛ дополнительного вознаграждения за выслугу лет, предусмотренного п. 5 ст. 18 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

На основании п. 1 ст. 217 Кодекса не подлежат обложению НДФЛ государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.

Пунктом 3 ст. 217 Кодекса установлено, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим, в частности, законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с перечисленными в указанном пункте обстоятельствами.

Таким образом, дополнительное вознаграждение за выслугу лет, не является компенсационной выплатой и не подпадает под действие п. п. 1 и 3 ст. 217 Кодекса, а следовательно, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

ФСС РФ отказал организации в возмещении расходов по «больничному», так как у медучреждения не было лицензии

Основанием для отказа в принятии к зачету расходов, произведенных на выплату по больничному листу, явилась выдача листков нетрудоспособности структурными подразделениями МУЗ «Городская больница» — поликлиниками, не указанными в приложении к имеющимся у них лицензиям. Является ли больничный лист, выданный сомнительной медицинской организацией, основанием для возмещения расходов? Предприятие обратилось в суд.

По мнению компании, отсутствие у медицинской организации лицензии не свидетельствует о причинении страховщику убытков, так как листки нетрудоспособности выдавались при наступлении страховых случаев. Отсутствие лицензии было формальным, лицензия отсутствовала на период ее переоформления, подчеркнули представили организации.

Однако судьи поддержали позицию Фонда социального страхования. ФАС Восточно-Сибирского в Постановлении от 29 февраля 2012 г. № А33-5137/2011 пришел к выводу о том, что у названных медучреждений на дату выдачи спорных листков нетрудоспособности отсутствовало право на осуществление медицинской деятельности в виде оказания услуги по экспертизе временной нетрудоспособности.

Заявленные требования компании были оставлены без удовлетворения. Суд разъяснил, что п. 2 ст. 14 Закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц и предоставляется в виде выписок о конкретных лицензиатах. Общество, по мнению кассационной инстанции, имело возможность убедиться в наличии у медицинских организаций лицензий.


Обязанность по уплате взноса признается исполненной в день представления платежного поручения в банк

ФАС Восточно  Сибирского округа в Постановлении от 28 февраля 2012 г. № А19-14885/2011 подчеркнул, что обязанность по уплате страхового взноса признается исполненной в день представления страхователем платежного поручения в банк, а не со следующего дня после представления такого поручения. День фактической уплаты страховых взносов не может быть одновременно днем неисполнения этой обязанности, в отношении которой начисляются пени.

Как следует из материалов дела, управление ПФР России начислило пени на неисполнение обязанности по уплате взносов и за тот день, в который компания передала платежные поручения в банк. По мнению фонда, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 25 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ пени должны начисляться и в день уплаты недоимки, начисление пени за несвоевременную уплату страховых взносов произведено верно.

Арбитражный суд, отказывая фонду, исходил из того, что поскольку Пенсионным фондом пени по страховым взносам начислены в день представления организацией платежных поручений в банк, у управления не имелось правовых оснований для включения в период начисления пеней дня фактической уплаты взносов.

Суд отметил, что день уплаты задолженности по страховым взносам не должен включаться в расчет пеней. На этом основании кассационная жалоба ПФР была оставлена без удовлетворения.


Справка о состоянии расчетов с бюджетом должна содержать объективные данные

ФАС Уральского округа в Постановлении от 6 марта 2012 г. № Ф09-810/12 подтвердил, что отражение в справке о расчетах налогоплательщика с бюджетом необъективной информации, без обособления сумм задолженности, по которой налоговым органом утрачено право взыскания, нарушает права налогоплательщика.

ФАС указал, что налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Несмотря на тот факт, что в законодательстве не предусмотрено указание в справке информации об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом, содержащиеся в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.

Сведения о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, содержащиеся в данной справке, не отражают реального размера существующих налоговых обязательств.

Между тем неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и иной экономической деятельности.

23.03.2012   Налоги

ФНС РФ уточнен порядок учета образовательным учреждением доходов от общежития

ФНС России письмом от 11 марта 2012 г. № ЕД-4-3/3960@ сообщает, что доходы от реализации услуг по предоставлению жилья в общежитии за плату к доходам от реализации образовательных программ, в том числе и дополнительных образовательных программ не относятся, соответственно, при определении доли дохода от осуществления образовательной деятельности в целях применения нулевой ставки налога на прибыль не учитываются.

Ведомство напоминает, что организации, осуществляющие образовательную деятельность в соответствии с законодательством РФ, вправе применять налоговую ставку 0% при соблюдении условий, установленных статьей 284.1 НК РФ.

Одно из условий применения налоговой ставки 0% — это наличие у организации доходов от осуществления образовательной деятельности, а также от выполнения НИОКР, учитываемых при определении налоговой базы, не менее 90% ее доходов за налоговый период, учитываемых при определении налоговой базы.

23.03.2012   Налоги

Автономное учреждение, сдающее в аренду имущество, уплачивает НДС

Минфин России в письме от 11 марта 2012 г. № 03-07-11/66 разъясняет особенности применения НДС при оказании автономным учреждением услуг по предоставлению в аренду имущества субъекта РФ, закрепленного за данным учреждением на праве оперативного управления.

Отмечено, что при оказании автономным учреждением услуг по предоставлению в аренду имущества субъекта РФ, закрепленного за данным учреждением на праве оперативного управления, исчисление и уплату в бюджет НДС должен осуществлять арендодатель имущества — автономное учреждение.

22.03.2012   Налоги

Майские праздники: перенос выходных дней в 2012 году

Правительство России Постановлением от 15 марта 2012 г. № 201 внесло изменения в Постановление от 20 июля 2011 г. № 581 «О переносе выходных дней в 2012 году».

Постановление предусматривает перенос выходного дня с субботы 28 апреля на понедельник 30 апреля. Кроме того, в целях рационального использования выходных и нерабочих дней в соответствии с ТК РФ Правительство приняло решение о дополнительном переносе следующих выходных дней в 2012 г.:

— с субботы 5 мая на понедельник 7 мая;

— с субботы 12 мая на вторник 8 мая.

Таким образом, в 2012 г. на Праздник Весны и Труда нерабочими будут дни с воскресенья 29 апреля по вторник 1 мая включительно, а на День Победы — с воскресенья 6 мая по среду 9 мая включительно.

22.03.2012   Налоги

НДФЛ: возмещение расходов работнику, если был утерян посадочный талон

Минфин России письмом от 6 марта 2012 г. № 03-04-06/3-57 разъяснил порядок обложения НДФЛ сумм возмещения работодателем расходов работников по проезду при нахождении их в служебных командировках.

НК РФ предусмотрено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа.

Согласно п. 1 формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации, электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиации представляют собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме.

Таким образом, в случае представления сотрудником организации проездного документа (электронного авиабилета) до места командирования и обратно указанные расходы на проезд освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц при наличии оправдательных документов, подтверждающих факт командирования.

21.03.2012   Налоги

За внесение изменений в записи ЕГРП на недвижимое имущество в случае изменения типа федерального учреждения государственная пошлина не взимается

Минфин России в письме от 28 февраля 2012 г. № 03-05-04-03/17 разъяснил вопрос о правомерности уплаты государственной пошлины за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в случае, если данные изменения вносятся на основании изменения законодательства РФ.

Согласно НК РФ за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, организациями уплачивается государственная пошлина в размере 600 руб.

Вместе с тем на основании пп. 4.4 п. 3 ст. 333.35 Кодекса за внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) в случае изменения законодательства Российской Федерации государственная пошлина не уплачивается.

По мнению Департамента, данная норма Кодекса применяется в случае принятия нормативного правового акта Российской Федерации, влекущего необходимость внесения изменений в записи ЕГРП по не зависящим от правообладателей, владельцев или пользователей недвижимого имущества причинам.

21.03.2012   Налоги

Доходы от реализации продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, облагаются налогом на прибыль

Минфин России в письме от 1 марта 2012 г. № 03-03-05/21 дал разъяснения по вопросу налогообложения доходов, полученных от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями ФСИН России в результате осуществления собственной производственной деятельности.

Законодательство РФ позволяет казенным учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при следующих условиях:

— возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений;

— осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах.

Реализация продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, по мнению Департамента, не может рассматриваться в качестве государственной функции и, следовательно, не является государственной (муниципальной) услугой, работой, а также иной государственной (муниципальной) функцией.

В этой связи положения пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ к доходам, связанным с реализацией продукции, выпускаемой казенными учреждениями ФСИН России, не применяются.

Указанные доходы учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.

20.03.2012   Налоги

Утверждена новая форма РСВ-1

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 марта 2012 г. № 232н «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядка ее заполнения» (форма РСВ-1 ПФР) утверждена новая форма расчета для плательщиков-работодателей.

На сайте Пенсионного фонда выложена форма отчетности РСВ-1, порядок по заполнению формы РСВ-1, коды тарифов плательщиков страховых взносов, а также соответствующий Приказ.

Приказ применяется, начиная с представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за I квартал 2012г.


20.03.2012   Налоги

НДФЛ: когда не облагается оплата проезда к месту учебы

Минфин России в письме от 7 марта 2012 г. № 03-04-06/9-60 дал разъяснения по вопросу налогообложения НДФЛ оплаты проезда к месту нахождения учебного заведения.

ТК РФ определено, что работникам, успешно обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно.

Разъяснено, что суммы оплаты проезда работников в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, освобождаются от обложения НДФЛ.

20.03.2012   Налоги

Утеря посадочного талона не лишает права учесть командировочные расходы на электронный билет

Минфин России в своем письме от 27 февраля 2012 г. № 03−03−07/6 разъясняет порядок документального подтверждения расходов на командировку в целях исчисления налога на прибыль, если работником был утерян посадочный талон, но имеются маршрут-квитанция и ваучер на проживание в отеле.

Минфин напоминает, что если авиабилет приобретен в электронной форме, то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция, в которой указана стоимость перелета и посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.

Вместе с тем, учитывая, что посадочный талон выдается авиаперевозчиком, в случае его утери справка, содержащая необходимую для подтверждения полета информацию, выданная авиаперевозчиком или его представителем, может быть принята в качестве документа, подтверждающего расходы по осуществленному авиаперелету, для целей налогообложения прибыли.

20.03.2012   Налоги

Договор о создании КГН должен содержать, в частности, показатели, необходимые для определения налоговой базы и уплаты налога на прибыль

Минфин России письмом от 1 марта 2012 г. № 03-03-06/1/112 разъяснил вопрос о положениях договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Статьей 25.3 НК РФ установлено, что в соответствии с договором о создании КГН организации, соответствующие условиям, установленным ст. 25.2 Кодекса, объединяются на добровольной основе без создания юридического лица в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций по КГН в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом.

В соответствии с п. 2 ст. 25.3 Кодекса договор о создании КГН должен содержать, в частности, показатели, необходимые для определения налоговой базы и уплаты налога на прибыль организаций по каждому участнику консолидированной группы налогоплательщиков с учетом особенностей, предусмотренных ст. 288 Кодекса.

Согласно п. 3 ст. 25.5 Кодекса исчисление и уплата налога на прибыль по КГН являются обязанностью ответственного участника этой группы.

Порядок взаиморасчетов между участниками и ответственным участником КГН по перечислению денежных средств, необходимых для уплаты налога на прибыль ответственным участником, Кодекс не регламентирует. Этот порядок может определяться участниками КГН в договоре о создании КГН.

20.03.2012   Налоги

Компенсационные выплаты при увольнении, превышающие трехкратный размер среднего месячного заработка, облагаются НДФЛ

Минфин России письмом от 2 марта 2012 г. № 03-04-06/9-53 разъяснил вопрос обложения НДФЛ выплат, производимых с 1 января 2012 г. работнику организации при увольнении .

С 1 января 2012 г. освобождаются от обложения НДФЛ компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск, а также сумм выплат в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, выплаты, производимые работнику организации при увольнении, в том числе выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства, освобождаются от обложения НДФЛ на основании п. 3 ст. 217 Кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Суммы превышения трехкратного размера (шестикратного размера) среднего месячного заработка подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

19.03.2012   Налоги

Если субсидии получены автономным учреждением не от учредителя?

Минфин России в письме от 2 марта 2012 г. № 03-11-06/2/37 дал разъяснения по вопросу определения доходов муниципальным автономным учреждением, применяющим УСН и получающим денежные средства в счет компенсации затрат в связи с заключенным договором о взаимодействии.

Автономное учреждение деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, которое устанавливает для него учредитель. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки, а также финансовое обеспечение развития автономных учреждений в рамках программ, утвержденных в установленном порядке.

Пунктом 3 ст. 4 Закона N 174-ФЗ определено, что в случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Как следует из запроса, субсидии были получены автономным учреждением не от учредителя, а от Министерства социальной защиты субъекта РФ и являются компенсацией фактически понесенных автономным учреждением затрат за предоставление управлению помещения и рабочих мест для оказания последним государственных услуг населению.

Таким образом, указанные субсидии не соответствуют понятию финансового обеспечения автономного учреждения, установленному Законом N 174-ФЗ, в связи с чем не могут быть признаны средствами целевого финансирования в понятии, приведенном в пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса, и подлежат учету при определении налоговой базы в общеустановленном порядке.

16.03.2012   Налоги

Подарки в пределах 4000 рублей НДФЛ не облагаются

Минфин России в письме от 2 марта 2012 г. № 03-04-06/9-54 рассмотрел вопрос о представлении сведений в налоговые органы по налогу НДФЛ в отношении доходов, выплаченных (переданных) физическим лицам, освобождаемых от налогообложения согласно НК РФ.

Разъяснено, что при получении физическими лицами от организации дохода, не превышающего 4000 руб., организация не признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на организацию не возлагается обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и перечисления в бюджетную систему РФ НДФЛ.

Соответственно, организация не обязана представлять в налоговые органы сведения о таких доходах, полученных физическими лицами.

При этом организации следует вести персонифицированный учет доходов физических лиц, получивших подарки. В случае если стоимость подарков, переданных одному и тому же физическому лицу, превысит в налоговом периоде 4000 руб., организация будет признана налоговым агентом и, соответственно, на нее будут возложены обязанности, предусмотренные для налоговых агентов.

Премия сотруднице, которая скоро уйдет в декрет, вызвала сомнения у ФСС

Организация обратилась в Фонд социального страхования с заявлением о возмещении расходов на выплату пособия по беременности и родам сотруднице. Фонд провел камеральную проверку и отказал в возмещении. По мнению ФСС предприятие создало искусственную ситуацию по увеличению дохода работницы.

Спор решался в арбитражном суде (Определение ВАС РФ от 5 марта 2012 г. № ВАС-2110/12). Первая инстанция полностью поддержала заявленные требования организации, а вот далее — судьи были на стороне ФСС. Как следует из материалов дела, арбитров смутил тот факт, что перед наступлением страхового случая, предприятие выплачивало свой будущей «декретнице» премию в размере 100% от оклада. И стоит отметить, что никто больше из других сотрудников премию не получал. Также после ухода работницы в декрет, на ее место никто принят (переведен) не был. Обязанности были переложены на главного бухгалтера.

Обращение компании в ВАС России не принесло положительных результатов. Высшие арбитры не передали дело на пересмотр.