24 апреля 2025 года
Регистрация

Все материалы рубрики "Госзакупки"

Как закупить иностранную продукцию?

В 2025 году вступили в силу новые правила применения «защитных» мер, направленных на обеспечение импортозамещения в регулируемых закупках. Однако на практике может случиться так, что необходимый заказчику товар не производится ни на территории России, ни на территории других стран ЕАЭС. Как быть в этой ситуации?

Правила применения национального режима: разъяснения Минфина России

С 2025 года начали действовать новые правила применения национального режима в закупках. Эти правила были опубликованы Правительством России на излете декабря 2024 года[1]. Минфином России, как профильным регулятором, были опубликованы разъяснения о порядке применения этих правил[2]. И, учитывая сложность нового регулирования, с этими разъяснениями стоит познакомиться подробнее.

Новые правила импортозамещения: унификация или удобство?

Вопросы поддержки отечественных производителей остаются в фокусе государственного регулятора. К началу 2025 года были разработаны обновленные правила предоставления преференций российским участникам государственных и муниципальных закупок. В концептуальном плане они не стали революционными, однако практикам придется заново изучить вроде бы уже знакомые запреты и ограничения.

Контрактная система в зеркале правоприменительной практики

Продолжаем рассматривать вопросы контрактной системы. Остановимся на разъяснениях регулятора и законодательных инициативах, а также новостях законодательства.

Контрактная система в зеркале правоприменительной практики

Законодательство о контрактной системе продолжает претерпевать метаморфозы как на уровне норм, так и на уровне практики их применения и толкования. Для того чтобы прогнозировать последствия того или иного своего решения, специалисту по закупкам необходимо быть в курсе не только новостей законодательства, но и важных судебных решений, задающих тон практике.

Централизация закупки и инструменты автоматизации

Централизация закупок всех уровней стала тенденцией последнего времени. При должной реализации этот инструмент и в самом деле имеет потенциал повышения эффективности работы контрактной системы. При этом важно не забывать, что для достижения этой цели имеет смысл объединить все инструменты, в том числе и инструменты цифровизации и автоматизации закупок.

Централизация закупок: возможности и риски

Централизация государственных и муниципальных закупок получает все большее распространение в контрактной системе. Это перспективный инструмент, который при должном использовании может и повысить эффективность закупок и снизить издержки на их проведение. Однако при внедрении важно помнить о пределах его эффективного использования.

Система «от тендера до поставки»

Модель сквозной автоматизации закупочных процессов, известная под условной аббревиатурой S2P, становится сегодня все более востребованной на рынке. Причина проста: такая система при должном внедрении позволяет повысить эффективность закупочной работы за счет одновременного повышения ее прозрачности и сокращения организационных издержек.

Малая электронная закупка как перспективный инструмент оптимизации издержек

Правительство России утвердило комплекс мер по развитию инструмента контрактной системы, именуемого в обиходе малой электронной закупкой. Это делает актуальным разговор не только и даже не столько о практике применения малой электронной закупки сегодня, сколько о перспективах и потенциале развития этого инструмента.

Унификация инструментов импортозамещения: новшества и подводные камни

2024 год ознаменован инициативой по существенной модификации института импортозамещения в регулируемых закупках. Эта модификация касается как расширения полномочий Правительства России в этой сфере, так и унификации самих инструментов. К чему стоит быть готовым заказчику и поставщику после принятия соответствующего законопроекта? И о чем необходимо помнить регулятору при разработке новых норм в сфере импортозамещения?

Судебная система на защите финансовых интересов заказчика

Правоприменительная практика по спорам об использовании норм контрактной системы разнообразна, но примечательна характерной тенденцией: арбитры все чаще встают на защиту заказчиков от дополнительных расходов даже в пограничных ситуациях. Поможет ли это заказчику сберечь деньги для важной закупки?

Цифровизация и качество закупок

Электронные инструменты повсеместно распространены в закупках, а для контрактной системы служат основной формой реализации закупочных отношений. Стоит ли рассматривать их лишь как современную тенденцию или как возможность повлиять на качество проведения закупки? И какие условия нужно соблюсти для того, чтобы электронная форма закупки стала фактором ее успеха?

Компенсация издержек поставщика по госконтракту

Должны ли государственные и муниципальные заказчики компенсировать поставщикам издержки в том случае, когда эти издержки выходят за пределы цены контракта? Ответ на этот вопрос не так­то прост как на концептуальном, так и на прикладном уровне. Заказчику важно знать, в каких случаях ему придется компенсировать издержки поставщика. И не менее важно понимать, зачем это необходимо.

Особенности закупки российских и иностранных товаров

Состав закупок в России постепенно меняется. В настоящее время установлен приоритет для российских товаров. Закупки иностранных товаров ограничены законодательными нормами, введенными санкциями.

Структурированный цифровой контракт

Начиная с 2024 года цифровой контракт в структурированном виде будет постепенно становиться обязательным для государственных и муниципальных заказчиков. В перспективе схожий инструмент может быть введен и для субъектов Закона № 223­ФЗ. Познакомимся с цифровым контрактом подробнее.

Борьба с профессиональными жалобщиками: ограничение прав или защита?

Проблема «профессиональных жалобщиков» давно известна практикам государственных и муниципальных закупок. Направляя жалобу в антимонопольные органы, такие участники рынка формально не нарушают закон — однако последствия их деятельности вместо защиты общественных интересов влекут срыв закупки и лишние издержки добросовестного поставщика. Возможно ли снижение таких рисков, или с ними стоит смириться как с неотъемлемой частью контрактной системы?

Реестр недобросовестных заказчиков: перспективы внедрения и границы применения

И поставщикам и заказчикам важен инструмент фиксации нарушений правил контрактной системы и персонификации ответственности за них. Речь идет не только об административном наказании, но и о персонификации репутационных издержек: крайне деструктивна практика, при которой нарушения отдельных недобросовестных заказчиков влияют на репутацию всей отрасли. Может ли реестр недобросовестных заказчиков, о котором давно говорят на рынке, стать методом решения этой проблемы?

Новые правила закупки медицинских изделий

В рамках контрактной системы закупка медицинских изделий сопряжена с соблюдением целого ряда правил. Осенью 2023 года были изменены правила формирования лота при закупке медицинских изделий.

Банковское сопровождение контракта

Банковское сопровождение обязательно не для каждого контракта. Однако оно может практиковаться не только на федеральном, но и на региональном, и даже на муниципальном уровне. В связи с этим любому заказчику стоит знать по крайней мере базовые нюансы применения этого инструмента.

Обеспечение контракта как инструмент защиты интересов заказчика

При проведении большинства конкурентных закупок по правилам контрактной системы заказчик обязан установить требование об обеспечении контракта. Оно призвано защитить интересы заказчика в случае недобросовестного исполнения контракта со стороны поставщика. Но при этом сам заказчик обязан соблюдать ряд требований законодательства при использовании такого инструмента.