• Форма и содержание котировочной заявки: анализ судебной практики

    Форма и содержание котировочной заявки: анализ судебной практики
    С учетом последней судебной практики в статье рассмотрены вопросы, связанные с соблюдением требований к форме котировочной заявки и возможными основаниями ее отклонения в связи с несоответствием содержания такой заявки законодательным требованиям. 
  • Пособие по беременности и родам предназначено компенсировать женщинам заработок, утраченный в связи с декретным отпуском

    По общему правилу, листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается в 30 недель беременности единовременно на 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов). При многоплодной беременности — в 28 недель единовременно на 194 календарных дня. Если женщина отказывается от больничного листка, об этом указывается в медицинской документации. При повторном обращении, то есть в более поздние сроки беременности, листок нетрудоспособности выдается на том же условии, то есть с 30-й недели. Такой порядок предусмотрен пунктом 46 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного приказом № 624н. Именно этот пункт Порядка требовала признать недействительным женщина, обратившаяся в Верховный суд.


  • Федеральным казначейством согласованы схемы работы заказчиков при размещении на сайте zakupki.gov.ru сведений о взыскании с поставщика неустойки

    Федеральное казначейство в письме от 14 января 2013 г. № 42-7.4-05/12.5-19 сообщает, что письмом Минэкономразвития России от 12 декабря 2012 г. № 27474-ВС/Д28и согласованы схемы работы заказчиков при размещении на Официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг сведений о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.

  • НДС: оригинал счет-фактуры пришел с опозданием

    Организация отразила в книге покупок в 2008 году сумму по счет-фактуре, которая датирована 2005 годом. Запись в книге покупок была сделана на основании не оригинала документа, а его факсимильной копии. Сам документ поступил в бухгалтерию только в 2009 году по почте. И именно в 2009 году компания подала уточненную налоговую декларацию, в которой сумма НДС была заявлена к вычету по этой счет-фактуре.

    Налоговики уверены в том, что компания не имела права подавать уточнение по НДС в отношении счет-фактуры, датированной 2005 годом, а поступившей за пределами трехлетнего срока. Организация обратилась в Арбитражный суд Московской области.

    ФАС Московского округа в Постановлении от 6 декабря 2012 г. № А41-31731/11, оставляя жалобу ИФНС без удовлетворения поддержали позицию налогоплательщика. В соответствии с п. 1 ст. 169 НК РФ основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога к вычету является счет-фактура, и именно с момента получения налогоплательщиком счетов-фактур у него возникло право на применение налогового вычета и на возмещение НДС.

  • Ошибки медицинской организации не возлагаются на страхователя

    В отношении организации была проведена проверка Фондом социального страхования. В результате проверки были не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Причина заключалась в том, что листки нетрудоспособности были выданы муниципальным учреждением здравоохранения по месту нахождения его подразделения, адрес которого не указан в приложении к имеющейся у учреждения лицензии.

    Организация не согласилась с такими выводами ФСС и обратилась в суд. Отказывая в удовлетворении требований общества, суды исходили из того, что основанием для выплаты пособия по временной нетрудоспособности является наступление страхового случая. Наступление такого страхового случая подтверждается больничным листком. Поскольку больничные листки в рассматриваемом случае выданы медицинским учреждением по адресу, не указанному в лицензии, указанные больничные листки не подтверждают наступление страхового случая. (Определение ВАС РФ от 28 сентября 2012 г. № ВАС-10605/12). Высшие арбитры передали дело на пересмотр, так как, по их мнению, анализ судебной практики свидетельствует об отсутствии единообразия при рассмотрении аналогичных споров.

    Негативные последствия несоблюдения медицинскими учреждениями законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности возлагаются непосредственно на эти учреждения, а не на страхователя, отметил ВАС РФ.

  • Налогоплательщик не мог и не должен был осознавать противоправный характер своих действий

    ФАС Московского округа в Постановлении от 14 ноября 2012 г. № А41-42710/10 подтвердил, что поскольку общество пострадало от неправомерных действий партнера, не должно и не могло было знать о его преступных действиях, и было признано потерпевшим по уголовному делу, оно не подлежит привлечению к налоговой ответственности.

    Судом указано, что привлечение к налоговой ответственности возможно при установлении вины лица в совершении налогового правонарушения. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие непреодолимых обстоятельств признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. При наличии данного обстоятельства лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Суд апелляционной инстанции правильно установил, что налогоплательщик не мог и не должен был осознавать противоправный характер своих действий, заключающихся в уменьшении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на сумму расходов, а также в применении налогового вычета по НДС, поскольку сам пострадал от преступных действий, и признан потерпевшим по уголовному делу. Следовательно, вина налогоплательщика отсутствует.

    Данное обстоятельство обоснованно расценено судом апелляционной инстанции как исключающее вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения. В связи с этим суд признал незаконным решение в части наложения штрафа.

  • Первичные статистические данные являются информацией ограниченного доступа

    Инспекция в ходе проведения выездной налоговой проверки предприятия направила в органы статистики требование о представлении документов о компании. Были запрошены следующие формы: № 5-З «Сведения о затратах на производство и продажу продукции за 2009 — 2010 годы», № 1-МОН «Сведения о производстве и отгрузке продукции хозяйствующими субъектами, имеющими долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов».

    Статистика, ссылаясь на ст. 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», отказала инспекции в представлении запрашиваемых документов. Основание — первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, являются информацией ограниченного доступа.

    Этот факт и послужил основанием для привлечения управления статистики к ответственности. Спор решался в арбитражном суде. Причем стоит отметить, что первые три инстанции полностью поддержали позицию ИФНС. Признавая обоснованным привлечение управления статистики к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ, суды исходили из правомерности действий инспекции.

    Но высшие арбитры, которые рассмотрели жалобу управления, передали дело на пересмотр. Как подчеркнул ВАС РФ в Определении от 8 ноября 2012 г. № ВАС-11890/12, налоговые органы вправе истребовать, а налогоплательщики обязаны представить документы, которые связаны непосредственно с исчислением и уплатой налогов. Документы, запрошенные инспекцией у Чукотстата, являются первичными статистическими данными, необходимыми для формирования официальной статистической информации.

    Указанные документы не являются данными регистров бухгалтерского учета, поэтому не могут свидетельствовать о каких-либо нарушениях со стороны налогоплательщика.

  • Неиспользование транспортного средства не освобождает от обязанности по уплате налога

    ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 7 ноября 2012 г. № А75-9581/2011 признал неверным вывод суда о том, что невозможность использования транспортного средства в своей основной деятельности освобождает предприятие от уплаты транспортного налога.

    Указано, что прекращение взимания транспортного налога предусмотрено НК РФ только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. Иных оснований для прекращения взимания транспортного налога (за исключением угона транспортного средства либо возникновение права на налоговую льготу) не установлено. При этом исчисление налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах.

    В этой связи вывод арбитражного суда апелляционной инстанции о том, что объективная невозможность использования транспортного средства в своей основной деятельности может послужить основанием для признания факта отсутствия объекта обложения транспортным налогом, также следует признать ошибочным, поскольку такое основание не предусмотрено действующим налоговым законодательством.

    Таким образом, факт неиспользования транспортного средства в своей основной деятельности без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога.

  • Утрата обществом необходимых для проверки документов послужила основанием для определения сумм налогов

    ИФНС провела выездную проверку деятельности организации. В результате проверки были доначислены налоги и пени. Доначисление было произведено на том основании, что общество ни в ходе проверки, ни в ходе рассмотрения апелляционной жалобы, не представило первичные бухгалтерские документы, подтверждающие понесенные расходы.

    Стоит отметить, что компания утеряла документы в результате пожара, который произошел не по ее вине. Налогоплательщик не согласился с решением ИФНС и обратился в суд. Арбитры поддержали полностью позицию налоговиков.

    В ходе рассмотрения дела было выяснено, что инспекция очень тщательно подошла к проверке и определению налоговой базы по прибыли и НДС. Были опрошены все контрагенты компании. Налог на прибыль рассчитывался на основании книги продаж (которая сохранилась в результате пожара). Заявленные требования организации были оставлены без удовлетворения.

    Организация обратилась в ВАС РФ. Однако высшие арбитры в Определении от 6 ноября 2012 г. № ВАС-14403/12 отказали в передаче дела на пересмотр. Коллегия судей полагает, что нет оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, для передачи дела в Президиум для пересмотра.

  • Недостоверная информация о задолженности по налогам нарушает права налогоплательщика

    ФАС Московского округа в Постановлении от 25 октября 2012 г. № А40-26273/12-116-47 отметил, что процедура бесспорного взыскания налога содержит временные ограничения по срокам ее совершения. Организация обратилась в суд, так как на лицевом счете у налогового органа за ней числилась задолженность по налогам и пени. Следует уточнить, что задолженность числилась по состоянию на 1 октября 2011 года. Налогоплательщик уточнил, что указанная недоимка была образована еще в 2007 году (со времен его предшественника).

    Суды, удовлетворяя заявленные требования, подчеркнули, что недостоверная информация о задолженности, нарушает право налогоплательщика на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов.

    ФАС считает необоснованным довод налогового органа о том, что Налоговым кодексом не установлен срок давности на взыскание недоимки, задолженности по соответствующим пеням и штрафам.

    В случае пропуска инспекцией срока направления требования об уплате налога, исчисление срока для принудительного взыскания налога производится исходя из совокупности сроков, установленных в статьях 70 и 48 НК РФ.

    С учетом изложенного, вывод судов об истечении сроков для взыскания спорных налоговых платежей, образовавшихся до 2007 года, является правильным, соответствующим действующему законодательству, уточнила кассационная инстанция. Жалоба ИНФС была оставлена без удовлетворения.

  • Выплаты сотрудникам за неиспользование санаторно-курортной путевки относятся к компенсации, в связи с чем не подлежат обложению страховыми взносами

    ФАС Московского округа в Постановлении 23 октября 2012 г. № А40-7897/12-116-16 пояснил, что выплаты сотрудникам учреждения за неиспользование санаторно-курортной путевки не подлежат обложению страховыми взносами.

    Указано, что сотрудники заявителя являются государственными гражданскими служащими, поэтому на них распространяется действие законодательных актов города Москвы, в частности, закона, устанавливающего дополнительные государственные гарантии государственным служащим.

    Компенсационная выплата за неиспользованную санаторно-курортную путевку является выплатой денежных средств взамен предоставления (в натуре) санаторно-курортной путевки государственным гражданским служащим города Москва.

    Установленные законодательным актом субъекта Российской Федерации компенсации направлены на восполнение государственному служащему его физических и моральных затрат, связанных с исполнением служебных обязанностей (предоставляется именно в связи с осуществлением данных обязанностей).

    При этом следует учитывать целевой характер компенсации за неиспользованную санаторно-курортную путевку, поскольку данная компенсация направлена на предоставление государственному служащему возможности самостоятельного выбора форм и способов отдыха (лечения), в том числе, не только в период нахождения в отпуске, но и в период осуществления должностных полномочий государственного служащего.

    Включение указанных выплат в базу, облагаемую страховыми выплатами, поставило бы в неравные условия сотрудников, которым были предоставлены санаторно-курортные путевки (в натуре), и сотрудников, которым они не предоставлялись, а была выплачена компенсация, что не соответствует конституционным принципам равноправия.

  • Законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю исполнительного документа

    ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 5 октября 2012 г. № Ф03-3988/2012 пояснил, что отсутствие у должника лицевого счета в конкретном органе Федерального казначейства не является в силу действующего законодательства основанием для возвращения исполнительного листа без исполнения.

    Указано, что законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований для возврата взыскателю исполнительного документа. Такое основание, как отсутствие лицевого счета должника, в законе не содержится.

    Таким образом, орган Федерального казначейства по месту нахождения бюджетного учреждения, получивший постановление и выявивший отсутствие у него лицевых счетов должника, должен сам установить надлежащий орган казначейства по месту открытия лицевого счета должника и направить в этот орган указанное постановление для исполнения.

    При отсутствии у должника лицевых счетов как в органах Федерального казначейства, так и в учреждениях Центрального банка или кредитных организациях, постановление о назначении административного наказания направляется для исполнения в орган казначейства по месту открытия счета главному распорядителю соответствующих средств федерального бюджета, который вправе указать, с какого его счета следует производить взыскание.

    Поскольку в данном случае казначейство такие действия не произвело, а возвратило исполнительный документ взыскателю по основаниям, не предусмотренным законом, суды правомерно признали его действия незаконными.

  • Неоднократное направление требований по уплате страховых взносов противоречит законодательству

    ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 19 октября 2012 г. № А19-4198/2011 подтвердил, что неоднократное направление требований по уплате страховых взносов за один и тот же отчетный период нарушает права и законные интересы плательщика взносов.

    Отмечено, что плательщики страховых взносов ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования.

    Орган контроля над уплатой страховых взносов обязан направить плательщику страховых взносов уточненное требование, если у плательщика страховых взносов изменились обязанности по уплате указанных взносов.

    Из анализа имеющихся в материалах дела документов не следует, что спорное требование является уточненным, поскольку после выставления требования обязанность администрации по уплате страховых взносов не изменилась.

    Вместе с тем, неоднократное направление требований по уплате страховых взносов, пеней за один и тот же отчетный период, позволяет взыскивать страховые взносы и пени, срок принудительного взыскания которых пропущен, что противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы плательщика взносов.

  • НДС: вручение Новогодних подарков не относится к поощрению за труд

    Организация закупила подарки для поздравления с Новым годом у сторонних организаций. При проверке налоговики произвели доначисление НДС, так как, по мнению проверяющей стороны, реализация подарков сотрудникам — это не что иное, как реализация товаров, облагаемая НДС.

    Спор между компанией и ИФНС решался в арбитражном суде. Налогоплательщик представил на рассмотрение суду все копии документов, свидетельствующие о том, что подарки были переданы работникам. Это и приказы генерального директора, акты списания и т.п.

    Однако судьи полностью поддержали позицию налоговиков. Как отметил ФАС Московского округа в Постановлении от 17 октября 2012 г. № А40-29743/12-140-143, операции по выдаче новогодних подарков свидетельствуют о передаче права собственности на них на безвозмездной основе, поэтому признаются реализацией товаров и подлежат обложению НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

    Более того, приобретение и вручение обществом новогодних подарков детям работников осуществлялось в качестве поздравления, то есть не относилось к поощрению за труд либо оплате труда. Кассационная жалоба организации была оставлена без удовлетворения.

  • Отсутствие договора между сторонами не является основанием для освобождения ответчика от участия в таких расходах

    ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 16 октября 2012 г. № А27-8596/2012 подтвердил, что отсутствие договора с управляющей компанией не освобождает собственника помещений в многоквартирном доме от оплаты оказанных услуг.

    ФАС отметил, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

    Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья.

    Общество, являясь собственником нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, обязано нести расходы по управлению, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества этого дома. При этом отсутствие заключенного договора между сторонами не является основанием для освобождения ответчика от участия в таких расходах.

  • Ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности несут арендаторы

    ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 16 октября 2012 г. № А46-19938/2012 отклонил довод о том, что арендатор не несет ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности, поскольку обязанность по соблюдению этих требований несет собственник недвижимого имущества.

    ФАС указал, что ответственность за соблюдение правил пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть и пользоваться имуществом, в том числе арендаторы имущества. Суды обоснованно отклонили доводы общества со ссылкой на дополнительные соглашения к договорам аренды, согласно которым арендодатель обязан содержать предмет аренды в соответствии с требованиями электротехнической и пожарной безопасности.

    По смыслу изложенных выше норм действующего законодательства указанные обязанности арендодателя не устраняют и не заменяют обязанность арендатора по соблюдению требований пожарной безопасности при эксплуатации зданий и, соответственно, не свидетельствуют об отсутствии оснований для привлечения его к ответственности в случае нарушения таких требований.

    Таким образом, установив факт эксплуатации обществом арендуемых объектов с нарушением правил пожарной безопасности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии вины общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

  • В случае отсутствия возможность представить документы в срок, организация обязана уведомить об этом ИФНС

    ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 25 сентября 2012 г. № А19-4626/2012 сообщает, если налогоплательщик получил требование о предоставлении копий документов на проверку, но не успевает подготовить все в срок, он должен письменно уведомить об этом налоговую инспекцию.

    Как следует из материалов дела, на два дня налогоплательщик опоздал с представлением документов. И даже обращение в арбитражный суд не помогло ему уйти от ответственности. Ссылки компании на то, что якобы налоговики не вручили требование лично в руки руководству, не помогли отстоять ее позицию.

    Как правильно написать такое уведомление? Данное письмо желательно составить в двух экземплярах (один для налогоплательщика с отметкой ИФНС о принятии). В уведомлении надо написать: «Компания »....." в свой адрес получила требование №.... от «___» _______ о предоставлении документов. Срок выполнения данного требования — «___» ______. Просим продлить срок предоставления документов в виду (к примеру) болезни (командировки) главного бухгалтера или в виду большого объема подготавливаемых документов на _______ дней".

  • При проведении расчетов были допущены опечатки, иные ошибки, также содержащиеся и в акте налоговой проверки

    ФНС не смогла привлечь предпринимателя к ответственности по причине невнимательного составления акта налоговой проверки. Кроме того, ИП не был извещен должным образом о месте и времени рассмотрения материалов проверки.

    Как подчеркнул ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 26 сентября 2012 г. № А03-13779/2011, рассмотрение налоговым органом материалов проверки в отношении налогоплательщика, не извещенного заблаговременно надлежащим образом, следует расценивать как нарушение, влекущее безусловную отмену принятого по результатам такого рассмотрения решения.

    Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (п. 14 ст. 101 НК РФ).

  • Определение судом конкретного размера неустойки не является выводом о применении нормы права

    ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 27 августа 2012 г. № А63-41/2012 подтвердил, что суд кассационной инстанции не вправе увеличить размер сниженной судом неустойки.

    Отмечено, что если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить. При этом суд кассационной инстанции не вправе снизить размер взысканной неустойки или увеличить размер сниженной судом неустойки по мотиву несоответствия ее последствиям нарушения обязательства.

    Также суд кассационной инстанции не может и отменить или изменить решение суда первой инстанции или постановление суда апелляционной инстанции в части снижения неустойки с направлением дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд. Это объясняется тем, что определение судом конкретного размера неустойки не является выводом о применении нормы права.

  • Спорные вопросы внесудебного обжалования государственного (муниципального) заказа

    Спорные вопросы внесудебного обжалования государственного (муниципального) заказа
    С учетом последней судебной практики рассмотрены наиболее сложные и неочевидные моменты, связанные с обжалованием в антимонопольных органах действий государственных и муниципальных заказчиков и конкурсных, аукционных и котировочных комиссий.