История России полна неожиданных поворотов, многие из которых имели неотвратимые последствия. Но мало из них были столь судьбоносны и драматичны, как отказ от реформ Микаэла Тариэловича Лорис-Меликова на излете XIX века.
Дмитрий
Александрович
Казанцев
Руководитель Департамента правовой экспертизы B2B-Center
Централизация закупки и инструменты автоматизации
Централизация закупок всех уровней стала тенденцией последнего времени. При должной реализации этот инструмент и в самом деле имеет потенциал повышения эффективности работы контрактной системы. При этом важно не забывать, что для достижения этой цели имеет смысл объединить все инструменты, в том числе и инструменты цифровизации и автоматизации закупок.
Централизация закупок: возможности и риски
Централизация государственных и муниципальных закупок получает все большее распространение в контрактной системе. Это перспективный инструмент, который при должном использовании может и повысить эффективность закупок и снизить издержки на их проведение. Однако при внедрении важно помнить о пределах его эффективного использования.
Система «от тендера до поставки»
Модель сквозной автоматизации закупочных процессов, известная под условной аббревиатурой S2P, становится сегодня все более востребованной на рынке. Причина проста: такая система при должном внедрении позволяет повысить эффективность закупочной работы за счет одновременного повышения ее прозрачности и сокращения организационных издержек.
Малая электронная закупка как перспективный инструмент оптимизации издержек
Правительство России утвердило комплекс мер по развитию инструмента контрактной системы, именуемого в обиходе малой электронной закупкой. Это делает актуальным разговор не только и даже не столько о практике применения малой электронной закупки сегодня, сколько о перспективах и потенциале развития этого инструмента.
Унификация инструментов импортозамещения: новшества и подводные камни
2024 год ознаменован инициативой по существенной модификации института импортозамещения в регулируемых закупках. Эта модификация касается как расширения полномочий Правительства России в этой сфере, так и унификации самих инструментов. К чему стоит быть готовым заказчику и поставщику после принятия соответствующего законопроекта? И о чем необходимо помнить регулятору при разработке новых норм в сфере импортозамещения?
Судебная система на защите финансовых интересов заказчика
Правоприменительная практика по спорам об использовании норм контрактной системы разнообразна, но примечательна характерной тенденцией: арбитры все чаще встают на защиту заказчиков от дополнительных расходов даже в пограничных ситуациях. Поможет ли это заказчику сберечь деньги для важной закупки?
Цифровизация и качество закупок
Электронные инструменты повсеместно распространены в закупках, а для контрактной системы служат основной формой реализации закупочных отношений. Стоит ли рассматривать их лишь как современную тенденцию или как возможность повлиять на качество проведения закупки? И какие условия нужно соблюсти для того, чтобы электронная форма закупки стала фактором ее успеха?
Компенсация издержек поставщика по госконтракту
Должны ли государственные и муниципальные заказчики компенсировать поставщикам издержки в том случае, когда эти издержки выходят за пределы цены контракта? Ответ на этот вопрос не такто прост как на концептуальном, так и на прикладном уровне. Заказчику важно знать, в каких случаях ему придется компенсировать издержки поставщика. И не менее важно понимать, зачем это необходимо.
Структурированный цифровой контракт
Начиная с 2024 года цифровой контракт в структурированном виде будет постепенно становиться обязательным для государственных и муниципальных заказчиков. В перспективе схожий инструмент может быть введен и для субъектов Закона № 223ФЗ. Познакомимся с цифровым контрактом подробнее.
Борьба с профессиональными жалобщиками: ограничение прав или защита?
Проблема «профессиональных жалобщиков» давно известна практикам государственных и муниципальных закупок. Направляя жалобу в антимонопольные органы, такие участники рынка формально не нарушают закон — однако последствия их деятельности вместо защиты общественных интересов влекут срыв закупки и лишние издержки добросовестного поставщика. Возможно ли снижение таких рисков, или с ними стоит смириться как с неотъемлемой частью контрактной системы?
Реестр недобросовестных заказчиков: перспективы внедрения и границы применения
И поставщикам и заказчикам важен инструмент фиксации нарушений правил контрактной системы и персонификации ответственности за них. Речь идет не только об административном наказании, но и о персонификации репутационных издержек: крайне деструктивна практика, при которой нарушения отдельных недобросовестных заказчиков влияют на репутацию всей отрасли. Может ли реестр недобросовестных заказчиков, о котором давно говорят на рынке, стать методом решения этой проблемы?
Новые правила закупки медицинских изделий
В рамках контрактной системы закупка медицинских изделий сопряжена с соблюдением целого ряда правил. Осенью 2023 года были изменены правила формирования лота при закупке медицинских изделий.
Банковское сопровождение контракта
Банковское сопровождение обязательно не для каждого контракта. Однако оно может практиковаться не только на федеральном, но и на региональном, и даже на муниципальном уровне. В связи с этим любому заказчику стоит знать по крайней мере базовые нюансы применения этого инструмента.
Обеспечение контракта как инструмент защиты интересов заказчика
При проведении большинства конкурентных закупок по правилам контрактной системы заказчик обязан установить требование об обеспечении контракта. Оно призвано защитить интересы заказчика в случае недобросовестного исполнения контракта со стороны поставщика. Но при этом сам заказчик обязан соблюдать ряд требований законодательства при использовании такого инструмента.
Описание объекта государственной и муниципальной закупки
Описание объекта закупки по правилам контрактной системы открыто. Оно публикуется в ЕИС вместе с извещением о закупке, и заказчик не имеет права предъявлять к продукции те требования, которые он не включил в описание. Однако сам заказчик при составлении описания объекта закупки ограничен целым рядом требований, в которых иногда непросто разобраться.
Свод законов Российской империи — правовое основание государства
Составление Свода законов Российской империи стало титаническим трудом для своего времени. Но значение его не сводится только к личному успеху графа М. М. Сперанского или даже к успеху периода царствования Николая I. Этот документ стал для страны той вехой, которая зримо и весомо обозначила фундаментальные черты российской государственности и помогла заложить основы для ее будущего развития.
Искусственный интеллект и большие данные: перспективы применения технологий автоматизации в контрактной системе
Изрядная часть закупочных отношений, реализуемых сегодня по правилам контрактной системы, проводится в цифровой среде. Заметный объем документооборота в ЕИС осуществляется с применением технологий автоматизации. Но стоит ли рассматривать автоматизацию и в целом цифровизацию как панацею от проблем системы закупок? И в каких направлениях диджитализация контрактных отношений и в самом деле может дать позитивный эффект?
Санкции за неисполнение государственного контракта
Нормальной целью реализации правил контрактной системы является поставка без накладок. Презюмируется, что заказчик и поставщик заключают контракт и добросовестно выполняют все обязательства по нему в срок. Но что можно сделать, если чтото пошло не так?
Двухсотлетие выдающейся эпохи
Четвертого мая 1823 года на должность министра финансов России был назначен Егор Францевич (Георг Людвиг) Канкрин. Это стало началом двадцатилетней эпохи в истории Минфина, на которой в полной мере лежит отпечаток личности человека, заслужившего в дореволюционной России репутацию лучшего министра. Уроки той эпохи не только интересны, но и полезны сегодня.
Экспертиза результатов поставки. О чем необходимо помнить заказчику?
Экспертиза результатов исполнения контракта является одной из ключевых стадий закупочной работы. Специалисты нередко называют ее проблемной зоной по причине того, что процедурные нормы законодательства, посвященные экспертизе, в содержательной части довольно расплывчаты. Однако на практике эта неопределенность может стать проблемой и для заказчика.
Свод законов Российской империи — славное дитя несостоявшихся реформ
В апреле есть сразу две памятные даты, связанные с созданием Свода законов Российской империи: в 1830 году увидело свет Первое собрание законов Российской империи, а в 1833 году, то есть 190 лет назад, был утвержден высочайшим манифестом уже сам Свод законов Российской империи. Однако сегодня об этом многотомном документе мало кто помнит. Как был создан Свод законов? Для чего он был создан и почему так важен?
Реформа контрактной системы: проект или реальность?
На рассмотрение в Госдуму внесен законопроект Совета Федерации, посвященный реформированию контрактной системы. И хотя о введении моратория на нормы Закона № 44ФЗ теперь речи не идет, все же заметные трансформации этим законопроектом предлагаются. Еще более важный вопрос заключается в том, какой новый вектор развития законодательства о закупках может ознаменовать принятие этого законопроекта.
Мораторий на нормы контрактной системы: конец или новое начало?
Инициатива Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Совет Федерации) по введению моратория на применение норм контрактной системы наделала много шума в отрасли. Можно было услышать даже о скорой перспективе отмены всех существующих правил государственных закупок. Разберемся подробнее, что составляло суть этой инициативы. И, независимо от ее перспектив, понять ее значение для отрасли.
Правоприменительная практика на пороге 2023 года
Несмотря на подробную регламентацию процедуры государственных и муниципальных закупок от обоснования и планирования до приемки и отчетности, на практике все равно остаются вопросы, прямой ответ на которые не найти ни в Законе № 44-ФЗ, ни в корпусе подзаконных актов. В таких случаях зачастую необходимо обращаться к правоприменительной практике. Однако правовые позиции судов и антимонопольных органов с течением времени претерпевают метаморфозы, а потому актуальную практику стоит отслеживать регулярно.
Неценовые критерии выбора победителя: уступка или необходимость?
Цена как определяющий критерий выбора победителя государственной или муниципальной закупки сегодня является одним из основополагающих начал контрактной системы. Однако возможно ли на практике или, по крайней мере, в теории выбрать не самое дешевое предложение о поставке без того, чтобы создать угрозу для эффективности закупки? И наоборот, всегда ли наименьшая цена способна обеспечить такую эффективность?
Истоки промышленности и предпринимательства в России
История русского купечества не просто восходит к первым векам государственности — нет сомнений в том, что купцы вели свои дела еще в догосударственный период. Однако в современном виде становление российских предпринимательства и промышленности происходило постепенно. Эта эволюция отмечена рядом важных вех. Несколько из них стоит вспомнить именно в декабре.
Перспективы контрактной системы: косметические ремонты или живой организм?
Минувший год принес немало изменений в законодательство о государственных закупках. И хотя достоверно спрогнозировать дальнейшее развитие контрактной системы невозможно, но все же стоит отметить ключевые тенденции формирования законодательства и на их основании очертить основные варианты будущего отраслевого регулирования.
Изменение условий контракта: угроза общественным интересам или их защита?
Для хозяйствующих субъектов гражданским законодательством предусмотрен принцип свободы договора. Во исполнение этого принципа стороны свободны как подписывать договоры, так и менять двусторонними соглашениями их условия.
История Минфина России в трех портретах
Остановимся на
Единство противоположностей. Современные неконкурентные закупки на службе конкуренции
Традиционное представление о неконкурентной закупке сводится к тому, что это не более чем порочное и вынужденное отступление от общего правила о конкурентном порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя). Такое представление в большинстве случаев верно, хотя многообразие практики порой преподносит нам и противоположные примеры. Но для нас важнее то, что формальная классификация того или иного инструмента закупки в качестве «неконкурентного» сегодня вовсе не обязательно означает отказ от конкуренции. Современная неконкурентная закупка содержит потенциал реализации принципов конкуренции с меньшими издержками.
Тонкая настройка баланса. Новые права и возможности поставщиков в контексте актуальной правоприменительной практики
Выстраивание баланса прав и законных интересов во взаимодействии государственного заказчика и поставщика по госконтракту — это не прихоть теоретиков, а потребность бизнеса. Нивелирование интересов заказчика грозит необоснованными бюджетными расходами, ограничение прав поставщика — коллапсом всей контрактной системы. Ведь мало кто захочет работать на том рынке, где твои экономические интересы не защищены, а перспективы получения прибыли — туманны.
Малая электронная закупка: роботы на службе заказчика
Эффективная закупка в строгом соответствии с требованиями законодательства не всегда должна означать тяжеловесную и длительную процедуру. Потенциал конкуренции может быть использован в полной мере за счет автоматизации ключевых процессов классической закупки, отнимающих немало времени и сил у заказчика, — сбора и рассмотрения заявок потенциальных поставщиков. Именно в этой автоматизации и состоит суть так называемой малой электронной закупки.
Закупка медицинских изделий и лекарственных средств: новые правила и старые риски
Приобретение за бюджетный счет медикаментов и необходимого для лечения оборудования представляет собой не только одну из наиболее важных сфер действия законодательства о контрактной системе, но и ту область, в которой наиболее наглядно видны и возможности, и недостатки действующих правил проведения закупок. Именно поэтому специфика закупки медизделий и лекарств представляет интерес не только с практической точки зрения, но и с точки зрения оценки перспектив развития контрактной системы.
Антикризисные меры и обновление стратегии закупочного регулирования
Необходимость оперативного противодействия кризисным явлениям вызвала к жизни целый комплекс точечных изменений, в том числе и в контрактной системе. Однако постепенно эти во многом разрозненные изменения выстраиваются в общую концепцию, за которой все яснее видятся контуры новых правил государственных закупок.
Финансовые реформы в истории страны как зеркало ее развития
Система государственных финансов в истории России не раз претерпевала изменения в ответ на вызовы времени. В мае есть повод вспомнить по меньшей мере две финансовые реформы второй половины XIX века. Исторический контекст этих преобразований не менее значим, чем их содержание.
Целеполагание и стратегия антикризисного регулирования закупок
Реакция на вызов экстраординарных экономических условий наиболее актуальна для сферы государственного заказа. Однако она не должна ограничиваться лишь ситуативными корректировками правил контрактной системы, даже если корректировки эти безусловно верны. На смену фрагментарным поблажкам должно прийти новое регулирование госзакупок, адекватное сложившимся условиям.
Антикризисные меры в сфере регулируемых закупок
В последнее время в России был принят целый комплекс мер, направленных на минимизацию негативных последствий кризиса для закупочной отрасли. Рассмотрим важнейшие из них и оценим потенциальное воздействие на отрасль.
Результат важнее процесса. Актуальные прецеденты правоприменительной практики
Что важнее: соблюсти процедуру закупки или обеспечить качество поставки? Этот вопрос неоднократно поднимался при обсуждении путей развития контрактной системы. И хотя пока еще рано говорить о формировании единообразной позиции регулятора и правоприменителя, но прецеденты рубежа 2021 и 2022 годов позволяют надеяться на то, что в качестве ключевого показателя качества закупки утвердится не процесс, а результат.
Выбор победителя конкурса: новые правила и старые ограничения
По традиции в новогоднюю ночь правила закупок претерпевают важные изменения. В прошлом году накануне 1 января был изменен порядок оценки заявок и выбора победителя конкурса, проводимого по правилам контрактной системы. Насколько существенно меняет это новшество ситуацию в государственных закупках?
Контрактная система — версия 2.0. Перспективы оптимизации процедур госзакупок
Объемные изменения, внесенные в Закон № 44‑ФЗ, позиционируются как фундаментальное обновление системы государственных закупок. Предполагается, что новые правила сделают закупки эффективнее, а закупочные процедуры — проще и прозрачнее. Чего стоит ожидать от нововведений контрактной системы?
Электронное актирование
С 2022 года оформление документов, подтверждающих исполнение государственного контракта, должно осуществляться всеми государственными заказчиками в электронной форме с использованием функциональности Единой информационной системы (ЕИС)1. Этот механизм в обиходе именуют электронным актированием. При всех потенциальных удобствах этого механизма и государственному заказчику, и поставщику важно заранее понимать те трудности, которые могут возникнуть при его реализации.
История государственных закупок в России
Все новое — хорошо забытое старое. Это утверждение работает даже в отношении государственных закупок. Казалось бы, в современной сфере госзакупок действуют новые механизмы и инструменты (речь не идет о цифровых технологиях), но если изучить историю госзакупок Российской империи, то мы увидим: что-то подобное применяли уже тогда.
Контрактная служба. Можно ли организовать работу эффективно?
Контрактная служба, являясь одним из важнейших подразделений государственного заказчика, подчас может столкнуться с непониманием сути своей работы, а то и вовсе с противодействием. Встречаются и обвинения в неэффективности. Могут ли организационные усилия упростить работу контрактной службы и вывести ее на новый уровень?
Организация закупок в контексте международной практики
Нормы контрактной системы являются не единственным вариантом организации системы государственных закупок. Знание зарубежных примеров проведения таких операций является важным условием для формулировки идей по улучшению отечественных закупок. Это вдвойне важно, поскольку российская система содержит большой потенциал для развития, и странно было бы этот потенциал не использовать.
Проведение закупок за счет бюджета в международной научной организации
Даже если научная организация, расположенная на территории России, не является субъектом специального законодательства о закупках, это не мешает ей организовать свою закупочную работу на основании принципов прозрачности и эффективности. При этом специфика исследовательской работы обуславливает специфику закупочного инструментария.
Оптимизационный пакет: грядущие изменения контрактной системы
К концу года государственным и муниципальным заказчикам необходимо научиться проводить закупки по новым правилам. Они предусмотрены так называемым оптимизационным пакетом изменений законодательства о контрактной системе, который был разработан Минфином России и внесен на рассмотрение Государственной думы (законопроект №
Тенденции правоприменительной практики в контрактной системе
Практика всегда несравненно многообразнее самого подробного законодательного регулирования. В контрактной системе регулярно возникают вопросы, требующие разрешения в суде или в антимонопольной службе. При этом подходы правоприменителей к решению схожих вопросов регулярно претерпевают метаморфозы.
Национальный режим в госзакупках: перспективы 2021 года
На практике национальный режим обычно ассоциируется с реализацией политики импортозамещения. Какие требования в связи с этим предъявляются к государственному заказчику? И о каких аспектах практической работы необходимо помнить при выполнении этих требований?
Анализ закупок 2020 года как ключевой фактор эффективности будущей работы
Для построения эффективной закупочной работы знание законодательства — условие необходимое, но не достаточное. Если заказчика интересует не просто исполнение законодательства, но и реальное качество закупочной работы, то важно уделить внимание тем аспектам, которые не урегулированы нормативными актами. Одним из них является ретроспективный анализ уже проведенных закупок.
Обоснование начальной цены как основа эффективности закупки
Начальная (максимальная) цена закупки является не только одним из условий закупочной документации. Ее корректное обоснование предопределяет эффективность всей дальнейшей закупки. Вот только для такого корректного обоснования заказчику необходимо учитывать целый комплекс факторов.
Будущее контрактной системы
В 2020 году регулирование государственных закупок претерпевает очередные изменения. Для того чтобы учесть их в своей работе, а еще лучше — приготовиться и к будущим изменениям, важно понимать направление мысли регулятора и его концептуальные подходы к развитию контрактной системы.
Ключевые направления дальнейшего изменения контрактной системы
В законодательство о контрактной системе постоянно вносятся самые разные изменения, но 2019 год стал временем особенно активного реформирования, затрагивающего концептуальные основы системы государственных закупок. Каких новелл стоит ожидать в самое ближайшее время и в обозримой перспективе?
Новая реформа контрактной системы и дальнейшие шаги по ее развитию
С июля 2019 года в очередной раз обновляются правила подготовки и проведения государственных закупок. Концептуально они направлены на то, чтобы облегчить работу заказчика. Но все равно их стоит подробно изучить, дабы во второй половине года не нарушить уже новые требования законодательства. Кроме того, стоит попытаться сформулировать те меры, которые позволят качественно повысить удобство взаимодействия всех добросовестных участников контрактной системы.
Развитие контрактной системы: оптимизация процедур и повышение эффективности
Представителями государственных регуляторов в I квартале 2019 года был озвучен целый ряд идей по развитию контрактной системы, и идеи эти заслуживают внимания. Еще до подготовки соответствующих законопроектов стоит подумать о том, что грозит заказчику и поставщику дополнительными издержками, а что, напротив, поможет эти издержки сократить без вреда для эффективности закупок.
Закон № 44-ФЗ. Новшества 2019 года
В начале 2019 года Закон № 44-ФЗ не претерпевает фундаментальных изменений. Однако с новым годом вступили в силу несколько новелл, которые важно учитывать для грамотной организации работы госзаказчика.
Простая электронная закупка как будущее контрактной системы
В условиях постоянного усложнения закупочного законодательства заказчику приходится тратить все больше усилий на соблюдение закупочных процедур. Не всегда можно с уверенностью сказать, что каждое такое усилие повышает эффективность его закупок. Есть ли альтернативные пути развития контрактной системы?
Общие госзакупки ЕАЭС: условия необходимые и условия достаточные
Комплексная реформа российского законодательства о закупках возвращает нас к вопросу о построении общего пространства торгов в масштабах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Этот вопрос приобретает особенную практическую актуальность в связи с тем, что новеллы российского законодательства направлены на перевод основного объема регулируемых закупок в электронную форму.
Поддержка малого бизнеса в закупках: проблемы и перспективы
В качестве едва ли не главной цели внесения комплексных изменений в Закон № 44ФЗ и Закон № 223ФЗ часто озвучивалась помощь малому бизнесу. Помощью должно было стать облегчение доступа малых предприятий к закупкам госзаказчиков и госкомпаний. Однако в том, насколько удалось достичь цели, стоит разобраться подробнее.
Проверка качества поставляемой продукции: проблемы и перспективы
Несмотря на всю строгость норм контрактной системы, регламентирующей едва ли не каждый шаг заказчика и поставщика, поставка победителем закупки некачественной продукции была и остается проблемой госзаказа. Причем для добросовестных заказчиков риск получить такую продукцию, к сожалению, не меньше, чем у махинаторов с бюджетными деньгами. Как так вышло, что с этим делать сейчас и что сделать еще только предстоит?
Составляем электронную заявку по-новому
С 1 июля 2018 года начинается перевод всех госзакупок в электронную форму, а в 2019 году электронная форма должна стать основной при проведении почти всех государственных и муниципальных закупок. Это не означает радикального изменения всех существующих процедур закупок, однако к особенностям их реализации в электронной форме лучше подготовиться заранее.
Обоснование закупки: технология и проблемные вопросы
Обоснование закупки и ее начальной цены, на первый взгляд, детально регламентированы законодательством. Однако оно скрывает подводные камни, грозящие существенным нецелевым расходованием бюджетных средств.
Банковская гарантия в контрактной системе
Сегодня банковская гарантия является одним из двух возможных обеспечительных инструментов в контрактной системе. Насколько он удобен и о чем стоит помнить заказчику при его использовании?
Верховный суд о контрактной системе: ключевые тезисы
В предыдущей статье мы рассмотрели ключевые тезисы Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда России 28 июня 2017 года (далее — Обзор), применимые в любых конкурентных закупках. Теперь проанализируем положения, которые касаются специфики именно контрактной системы.
Верховный суд о проведении закупок: ключевые тезисы
Обзор, утвержденный Президиумом Верховного Суда России 28 июня 2017 г. (далее — Обзор), стал без преувеличения новым шагом в регулировании закупок. Многие ситуации, прямо не урегулированные в законе или допускающие двоякое толкование, получили разрешение в документе высшего судебного органа страны. По этой причине Обзор имеет актуальное прикладное значение, и его ключевые тезисы будут полезными в работе любого заказчика.
Отказ от заключения договора с победителем закупки
Может ли заказчик отказаться от заключения договора с победителем закупки? Этот вопрос порой становится камнем преткновения в закупочной работе. Ответ на него требует изучения не только правоприменительной практики, но и базовых норм гражданского законодательства.
Основания возврата жалобы при проведении публичных закупок
Обжалование закупок, проводимых по правилам контрактной системы или по правилам Закона от 18 июля 2011 г. № 223‑ФЗ, сегодня максимально облегчено: экспертную работу антимонопольные органы оставляют за собой, а подача самой жалобы не обременена лишними бюрократическими процедурами. Однако и в этой системе есть правила, несоблюдение которых может повлечь отклонение даже правильно составленной жалобы, содержащей сведения о действительных нарушениях.
Особенности импортозамещения по Закону № 223‑ФЗ
С 1 января 2017 года госкомпании и иные субъекты Закона от 18 июля 2011 г. № 223‑ФЗ будут обязаны при проведении закупок предоставлять преференции для российских поставщиков. Для этого заказчикам к указанной дате необходимо внести соответствующие изменения в свои положения о закупках. Как исполнять эту обязанность, и уместны ли здесь аналогии с уже известным механизмом импортозамещения, реализуемым в рамках контрактной системы?
Реестр недобросовестных поставщиков: коллизии включения
Включение в реестр недобросовестных поставщиков является действенной мерой защиты интересов заказчика от посягательств таких поставщиков. Поэтому важно, чтобы мера эта применялась лишь к поставщикам, действительно недобросовестным, и лишь на основании закона. В статье рассмотрим несколько примеров того, как смысл норм закона пришлось уточнять правоприменительной практикой.
Верное понимание эффективности закупки как путь к целевому расходованию бюджетных средств
Дискуссия вокруг распространения сферы применения аукциона в контрактной системе возвращает нас к вопросу о верном понимании эффективности закупки как таковой. От ответа на этот казалось бы теоретический вопрос зависит большинство практических аспектов закупочной деятельности — от выбора применимого закона и способа закупки конкретного вида продукции до требований к приемке по госконтракту и планирования расходов будущего периода.
Банковская гарантия в регулируемых закупках: современный статус и перспективы
Закон № 223 ФЗ. Версия 2.0
На Гайдаровском форуме2016 представителями ФАС и Минэкономразвития России была подтверждена необходимость реформы Закона № 223‑ФЗ1[1]. Анонсируется столь обширный перечень изменений, что фактически можно говорить о новом законе, который будет отличаться от нынешнего не меньше, чем Закон № 44‑ФЗ[2] от предшествовавшего ему Закона № 94‑ФЗ. А потому важно понять принципы, лежащие в основе реформирования Закона № 223‑ФЗ.
44‑ФЗ и 223‑ФЗ — курс на сближение
Реестр договоров по Закону № 223-ФЗ
С 1 января 2015 года на субъекты Закона №
Новые электронные способы госзакупок
Минэкономразвития России давно анонсировало расширение перечня способов госзакупок, реализуемых в электронной форме. Подготовленные и внесенные министерством на рассмотрение в Госдуму поправки в Закон «О контрактной системе» позволяют уяснить специфику тех электронных процедур, на которые вскоре придется перейти сначала федеральным, а затем региональным и муниципальным заказчикам.
Допустимые и недопустимые требования к поставщикам в закупках по Закону № 223‑ФЗ
Закон № 223‑ФЗ в отличие от Закона № 44‑ФЗ не содержит закрытого перечня возможных требований к поставщикам. Важно лишь, чтобы требования эти не нарушали принципов части 1 статьи 3 Закона № 223‑ФЗ. Однако подчас вопрос о соответствии или несоответствии этим принципам тех или иных требований, установленных заказчиком в закупочной документации, приходится решать правоприменителям.
Базовые способы закупки: запрос предложений
Запрос предложений, давно завоевавший популярность в коммерческой практике, стал одной из новелл законодательства о контрактной системе, которая отличает его от ранее действовавшего Закона «О размещении заказов». К этому новому способу закупок госзаказчики пока относятся осторожно, однако и им необходимо иметь представления о сути этого механизма выбора поставщика, а также об особенностях его реализации в рамках контрактной системы.
Базовые способы закупки: запрос котировок
Запрос котировок относится к неторговым способам проведения закупок и известен под множеством имен. При этом он не только активно практикуется коммерческими заказчиками, но и разрешен к использованию при проведении государственных и муниципальных закупок. В статье будут рассмотрены особенности проведения запроса котировок обеими категориями заказчиков, а также его отличия от других неторговых способов закупки.
Д. А. КАЗАНЦЕВ, начальник отдела правовой экспертизы
Базовые способы закупки: аукцион
Еще в прошлом году аукцион был основным способом размещения государственных и муниципальных заказов. Своей значимости он не теряет и сегодня, хотя область его эффективной применимости весьма ограниченна. Тем важнее понимать особенности использования аукциона в государственной и коммерческой практике закупок.
Базовые способы закупки: конкурс
Сегодня конкурс позиционируется как основной способ размещения государственного заказа. В российском законодательстве он фигурирует уже много лет и востребован как в публично-правовой, так и в частно-правовой практике. Развитие правового регулирования конкурса базируется на практике его использования, а потому заказчику важно быть в курсе и этой практики, и тенденций развития соответствующего законодательства.
Законы № 223-ФЗ и 44-ФЗ: пути интеграции
Формирование контрактной системы, по мысли законодателя, подразумевает не только создание новых правил размещения госзаказа, но и приведение всех регулируемых закупок в соответствие с универсальными стандартами. Эти стандарты пока не подразумевают распространения норм, регулирующих госзаказ, на иных заказчиков. Однако некоторые законодательные инициативы позволяют думать, что в ближайшем будущем между Законами №
Д. А. КАЗАНЦЕВ, начальник отдела правовой экспертизы