В конце года Минфин России опубликовал приказы от 13 октября 2023 г. № 164н (далее — Приказ № 164н) и от 7 ноября 2023 г. № 180н (далее — Приказ № 180н), которые вносят изменения в Инструкции № 33н и № 191н. Положения данных приказов учреждениям необходимо применять при составлении отчетности за 2023 год.
Александр
Юрьевич
Опальский
Заместитель председателя Комитета по бюджетному учету ИПБ России
Отказ от использования техники иностранных производителей: порядок учета
В последнее время многие учредители запрещают сотрудникам подведомственных учреждений использовать технику некоторых иностранных производителей в служебных целях. Такое имущество зачастую приобреталось ранее за счет средств учреждения, либо за счет субсидий. Рассмотрим, как максимально эффективно распорядиться данной техникой, не прибегая к ее списанию и не осуществляя дополнительных расходов, связанных с утилизацией.
Изменения в порядке проведения инвентаризации в госсекторе
В 2023 году при проведении инвентаризации учреждения еще могут применять положения приказа Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (далее — Приказ № 49). Однако с 2024 года он будет отменен в связи со вступлением в силу изменений в СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (ID проекта 04/15/09-23/00141552, далее — Проект). Рассмотрим, как будут меняться правила проведения инвентаризации.
Порядок учета долгосрочных договоров
С 2020 года для учета договоров сроком действия больше года действует СГС «Долгосрочные договоры». Однако далеко не все учреждения, деятельность которых связана с заключением таких договоров, стали его применять в учете. Проблема усугубилась в 2023 году в связи с переходом на электронные документы, в том числе по начислению доходов. Рассмотрим порядок отражения в учете операций с такими договорами на примере договоров образовательных услуг.
Новый порядок учета объектов возмездного пользования
Минфин России опубликовал изменения во все инструкции по учету, внесенные: приказом от 29 марта 2023 г. № 35н — в Инструкцию № 162н, приказом от 27 апреля 2023 г. № 57н — в Инструкцию № 174 и приказом от 5 мая 2023 г. № 64н — в Инструкцию № 183н. Главное финансовое ведомство предлагает принципиально поменять порядок учета имущества у арендатора.
Изменения в Инструкцию № 162н
Минфин России направил на регистрацию очередные изменения в Инструкцию № 162н (приказ от 29 марта 2023 г. № 35н по учету казенных учреждений и органов власти. Большая часть связана с применением положений обновленной Инструкции № 157н.
Порядок использования единого счета налогоплательщика учреждениями госсектора в 2023 году
С 2023 года все учреждения перешли на механизм единого налогового платежа (ЕНП), с использованием которого будут перечисляться практически все налоговые платежи в бюджет и страховые взносы. Рассмотрим общий порядок работы с ЕНП и единым счетом налогоплательщика (ЕСН).
Новации при составлении годовой отчетности
Наступила пора сдачи годовой отчетности. Рассмотрим последние изменения по этой теме.
Изменения в инструкциях по учету и отчетности
Недавно Минфин России выпустил долгожданные проекты изменений в Инструкцию № 157н (далее — Проект № 157н) и в Инструкцию № 33н (далее — Проект № 33н), из которых большинство вступают в силу с 2023 года.
Порядок учета субсидии на госзадание у учредителя
Несмотря на то, что порядок отражения операций с субсидией на финансовое обеспечение выполнения госзадания принципиально не менялся с 2019 года, у учреждений возникает ряд вопросов по учету этого источника финансирования. Рассмотрим на примере, как учитывать субсидию у учредителя.
Порядок проведения и документального оформления инвентаризации
В 2022 году учреждениям при проведении инвентаризации следует руководствоваться федеральными стандартами, а также новыми правилами электронного документооборота, вступившими в силу для отдельных субъектов учета.
Порядок формирования плана ФХД учреждений на 2023 год
При составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на 2023 год
Организация электронного документооборота в учреждениях госсектора
В 2022 и 2023 годах вступает в силу приказ Минфина России от 15 апреля 2021 г. № 61н (далее — Приказ № 61н), в соответствии с которым в учреждениях должны применяться унифицированные формы электронных документов бухгалтерского учета. Рассмотрим, в каком порядке следует переходить на электронный документооборот, чтобы минимизировать возможные претензии со стороны контролирующих органов.
Особенности отражения в учете операций с договорами безвозмездного пользования
С 2018 года учреждения применяют СГС «Аренда». Его особенностью является то, что он распространяется не только на договора возмездного пользования, но и на договора безвозмездного пользования. Рассмотрим, в каких случаях учреждению следует применять положения СГС «Аренда» к таким договорам и начислять виртуальные доходы, а когда операция будет отражаться только на забалансовых счетах.
Особенности учета прослеживаемых товаров для учреждений госсектора
С июля 2021 года в России действует Национальная система прослеживаемости товаров (далее — НСПТ), которая предъявляет особые требования к учету и отчетности отдельных категорий импортной продукции. Рассмотрим их.
Особенности отражения расчетов по договорам с авансом
В соответствии со статьей 487 Гражданского кодекса в договорах купли-продажи может быть предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи его продавцом. Такая предоплата будет считаться авансом. Аналогичное определение существует и для договоров оказания услуг (выполнения работ). Рассмотрим особенности бухгалтерского (бюджетного) учета операций с авансами, в том числе при неисполнении поставщиком своих обязательств.
Порядок передачи и получения имущества в учреждениях
В 2022 году меняется порядок безвозмездной передачи и получения имущества. Изменения связаны с применением обновленных статей бюджетной классификации доходов и классификации КОСГУ, а также счетов. Рассмотрим подробно.
Сведения об изменении остатков валюты баланса: порядок заполнения
Минфин России в письме от 30 декабря 2021 г. № 02-06-07/108267 (далее — письмо) детализировал порядок применения и составления формы Сведений об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173 и 0503773) (далее — Сведения). Учреждениям следует применять данные положения уже при составлении отчетности за 2021 год. Рассмотрим приведенный порядок на практических примерах.
Особенности составления бухгалтерской (бюджетной) отчетности за 2021 год
В конце 2021 года Минфин России выпустил очередные инструкции по составлению и представлению отчетности за 2021 год (письмо от 1 декабря 2021 г. Минфина России и Казначейства России № 02-06-07/97427 / 07-04-05/02-29373 (далее — письмо). Также были внесены изменения в Инструкцию № 33н (приказ Минфина России от 2 ноября 2021 г. № 170н). Рассмотрим основные положения данных документов.
Порядок планирования финансово-хозяйственной деятельности на 2022 год
Рассмотрим порядок бухгалтерского учета совокупности полученных прав (как исключительных, так и неисключительных) от разных авторов (исполнителей) на использование произведений (исполнений), составляющих театрально-зрелищное представление.
Порядок отражения в учете операций с субсидиями на выполнение государственного (муниципального) задания
В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса в бюджетах бюджетной системы России предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (далее — субсидии на госзадание). Порядок отражения операций с этими субсидиями, в том числе при выполнении и невыполнении госзадания, рассмотрим подробно.
Новые требования к электронным первичным учетным документам с 2022 года
Минфин России внес дополнения в перечень электронных первичных документов и регистров бухгалтерского учета, обязательных для применения организациями бюджетной сферы с 2022 (2023) года. Рассмотрим, с какого года применять новые формы отдельным учреждениям (органам власти), какие основные требования установлены для их составления и какие новые формы документов и регистров будут введены в действие.
Порядок отражения расчетов в иностранной валюте
Для проведения переоценки объектов учета, выраженных в иностранной валюте, учреждениям необходимо использовать не только статью КОСГУ 171 «Курсовые разницы», но и статью 176 «Доходы от оценки активов и обязательств». Рассмотрим разницу между применением этих двух кодов на практических примерах.
Ремонт и замещение частей основного средства: когда увеличивать стоимость
СГС «Основные средства» установил новый случай изменения стоимости — при замене составных частей (замещении) в основном средстве. Рассмотрим порядок проведения этой операции и найдем ту грань, которая отделяет замещение от обычного использования запчастей при проведении ремонта.
Порядок выдачи имущества в личное пользование
В конце 2020 года Минфин России внес изменения в инструкции по учету, которые скорректировали порядок выдачи сотрудникам материальных ценностей в личное пользование, а также правила их возврата. Рассмотрим эти правила на практических примерах.
Порядок формирования себестоимости и учета донорской крови
Особенности использования донорской крови медицинскими организациями, осуществляющими ее заготовку, требуют учета крови либо в составе готовой продукции, либо — медицинских материалов. СГС «Запасы» установил особый порядок как формирования себестоимости готовой продукции, так и оценки стоимости материальных запасов, созданных собственными силами учреждения. Рассмотрим требования бухгалтерского учета к хозяйственным операциям с донорской кровью.
Порядок списания сомнительной задолженности
С 2019 года при списании дебиторской задолженности, признанной сомнительной, применяются положения СГС «Доходы». В 2021 году вышел СГС «Финансовые инструменты», который продублировал эти правила в учете. Рассмотрим данное нововведение на практических примерах.
Порядок учета кредитов и заемных средств учреждениями госсектора
В последнее время, в том числе в связи с пандемией коронавируса, учреждениям приходится искать дополнительные источники финансирования. Одним из них являются кредиты (займы, ссуды). Особенно этот вопрос стал актуальным после выхода постановления Правительства России от 16 мая 2020 г. № 696. Рассмотрим правовые основания получения заемных средств учреждениями разных типов, а также порядок отражения таких средств в плане ФХД, учете и отчетности.
Порядок применения СГС «Финансовые инструменты»
Приказом Минфина России от 30 июня 2020 г. № 129н (далее — Приказ № 129н) с 2021 года введен в действие СГС «Финансовые инструменты» (далее — Стандарт). Данный стандарт рассматривает правила учета отдельных видов финансовых активов и обязательств, которые могут возникать у учреждений. Кроме того, письмом от 30 ноября 2020 г. № 02-07-07/104383 Минфин России доводит методические рекомендации по применению этого стандарта (далее — Методические рекомендации). Рассмотрим эти документы.
Обзор федеральных стандартов 2021 года
В 2021 году вступили в силу еще восемь федеральных стандартов. Наиболее сложными для понимания, на наш взгляд, являются СГС «Информация о связанных сторонах» и СГС «Совместная деятельность». Приведенные стандарты предъявляют совершенно новые требования к раскрытию информации о деятельности учреждений в отчетности. Рассмотрим их более подробно.
Инструкции по учету: обзор изменений
В конце 2020 года Минфин России внес изменения в Инструкции № 174н, 183н и 162н. Одну часть нужно применять с 2021 года, а другую — при составлении отчетности уже за 2020 год. На практических примерах рассмотрим те новшества, которые нужно учитывать уже в 2020 году, чтобы успешно и без ошибок сдать годовую отчетность.
Порядок учета исключительных и неисключительных прав в 2021 году
С 1 января 2021 года вступает в силу СГС «Нематериальные активы», обновляющий правила учета объектов исключительных прав для учреждений. Кроме этого, применяемые с 2021 года правила заставляют в особом порядке учитывать на балансовых счетах неисключительные права пользования нематериальными активами (например, компьютерные программы и базы данных). Рассмотрим изменения подробно.
Основные изменения в Инструкции № 157н и этапы их применения
17 октября 2020 года вступил в силу приказ Минфина России от 14 сентября 2020 г. № 198н (далее — Приказ № 198н), вносящий изменения в Инструкцию № 157н. Часть нововведений подлежит применению при составлении отчетности за 2020 год, а некоторые — только с 2021 года. Рассмотрим их особенности.
Порядок зачета или возврата переплаты по налогу по-новому
С октября 2020 года учреждения могут зачесть переплату по налогу в счет будущей уплаты иного налога в любой бюджет. Рассмотрим на практических примерах порядок зачета (или возврата) переплаты с учетом оформления необходимых документов, которые учреждению следует подать в налоговый орган, и бухгалтерских записей, которые следует сделать для исправления ошибок, связанных с возникновением переплаты.
Порядок учета автомобильных шин
При эксплуатации транспортных средств у учреждений регулярно возникает необходимость менять шины. Порядок их учета от поступления до выбытия рассматривается в этой статье.
Новые первичные документы для учреждений госсектора
Приказом Минфина России от 15 июня 2020 г. № 103н (далее — Приказ № 103н)1 вносятся изменения в Методические рекомендации № 52н. Они не только обновляют порядок применения старых форм первичных документов, но и добавляют другие формы, обязательные к применению. Особенно данные изменения будут интересны учреждениям, учет в которых ведется централизованными бухгалтериями.
Порядок формирования резерва по демонтажу и выводу объектов основных средств из эксплуатации
С 2020 года действует СГС «Резервы», согласно которому учреждениям необходимо формировать резерв по демонтажу и выводу объектов основных средств из эксплуатации. Рассмотрим порядок расчета, начисления и использования данного резерва, а также случаи, когда его можно не создавать.
Отражение в учете операций по возмещению ущерба имуществу
При отражении операций по начислению и возмещению ущерба учреждениям следует руководствоваться не только требованиями инструкций по учету, но и положениями СГС «Доходы». Рассмотрим порядок возмещения в случаях, когда виновное лицо согласно с ущербом и когда он оспаривается.
Порядок списания материальных запасов в соответствии с СГС «Запасы»
В 2020 году при отражении в бухгалтерском учете операций по списанию материальных запасов учреждениям следует учитывать не только положения инструкций по учету, но и СГС «Запасы». Критерии, приведенные в этом стандарте, существенно меняют порядок списания (выбытия с балансового учета) материальных запасов при выдаче на нужды учреждения.
Особенности группировки материальных запасов в 2020 году
В 2020 году учреждениям при группировке материальных запасов следует учитывать не только положения Инструкции № 157н и подстатьи КОСГУ, но и положения СГС «Запасы». Нарушение правил группировки потенциально может трактоваться проверяющими органами как искажение показателей отчетности и повлечь соответствующий штраф. Рассмотрим существующие правила учета и группирования материальных запасов на практических примерах.
Изменения федеральных стандартов
С 2019 года Минфин России вносит изменения в федеральные стандарты учета. Некоторые из них носят технический характер (переименование федеральных стандартов учета для организаций государственного сектора в федеральные стандарты учета государственных финансов). Другие же детализируют или вносят существенные изменения в принципы оценки объектов учета и их отражения. Рассмотрим наиболее значимые изменения.
Особенности учета официального сайта учреждения
Довольно часто учреждения сталкиваются с необходимостью разработки сайта для размещения информации о своей деятельности в сети интернет. Рассмотрим вопросы постановки на учет сайта учреждения и особенности отражения расходов по его содержанию.
Особенности отражения операций с НДС и налогом на прибыль
В 2019 году Минфин России несколько раз менял порядок начисления и уплаты НДС и налога на прибыль для бюджетных и автономных учреждений. Рассмотрим практические примеры отражения таких налогов в учете, отчетности и плане финансово-хозяйственной деятельности.
Особенности учета долгосрочных договоров
С 1 января 2020 года вступает в силу СГС «Долгосрочные договоры», который меняет подход к начислению доходов по договорам подряда и оказания услуг со сроком действия больше одного года. В статье будут рассмотрены практические примеры отражения таких операций.
Особенности составления отчета о движении денежных средств
С 1 января 2019 года действует СГС «Отчет о движении денежных средств», который модифицирует применяемые формы (ф. 0503123 и 0503723). В настоящей статье рассмотрим практические примеры отражения сложных операций в этом отчете.
Порядок исправления ошибок
С 1 января 2019 года действует СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», который устанавливает разный порядок исправления ошибок за отчетный период и за прошлые отчетные периоды. Рассмотрим подробно данный порядок.
Порядок составления плана финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год
При планировании финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год (плановый период
Порядок формирования себестоимости государственных (муниципальных) услуг
При формировании годовой отчетности учреждениями заполняется Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710). Порядок ее составления напрямую зависит от выбранного в учетной политике метода калькулирования себестоимости работ (услуг). В настоящей статье на практических примерах рассматривается порядок формирования себестоимости услуг (работ) по государственному заданию с применением счета 4 109 00 000.
Особенности учета материалов однократного применения
Порядок № 209н добавил в детализацию КОСГУ подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения». Подробно рассмотрим, что к ним относится и какой порядок учета предлагает Минфин России для этой особой группы материальных запасов.
Порядок учета грантов, пожертвований учреждениями госсектора
С 1 января 2019 года вступил в силу СГС «Доходы», которым установлен новый порядок учета пожертвований, дарений и прочих безвозмездных денежных поступлений. Рассмотрим его подробнее на практических примерах.
Порядок безвозмездной передачи имущества в соответствии с обновленной бюджетной классификацией
В 2019 году учреждения госсектора должны применять статьи КОСГУ, установленные Порядком № 209н. Обновленная классификация предполагает применение разных статей для отражения получения и передачи имущества как внутри бюджетной системы (от одного учреждения другому), так и во внебюджетную систему. Рассмотрим порядок таких операций на практических примерах.
Особенности учета субсидий бюджетными и автономными учреждениями в 2019 году
С 1 января 2019 года вступил в силу федеральный стандарт «Доходы», который изменил требования к начислению доходов от субсидий, получаемых бюджетными и автономными учреждениями. В статье на практических примерах рассмотрим порядок применения этого стандарта по отношению к субсидиям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (далее — субсидия на госзадание) и к субсидиям на иные цели.
Характеристика рабочего плана счетов учреждений в 2019 году: обзор изменений в Инструкцию № 157н
10 февраля вступил в силу приказ Минфина России от 28 декабря 2018 г. № 298н, вносящий изменения в Инструкцию № 157н. Данные изменения связаны как с вступившими в силу с 1 января 2019 года федеральными стандартами учета, так и с дальнейшим развитием законодательства по бюджетному учету. В статье рассмотрим произошедшие изменения на практических примерах.
Новая схема формирования баланса учреждения
Начиная с годовой отчетности за 2018 год при формировании Баланса (ф. 0503730 и 0503130) учреждениям необходимо пользоваться положениями СГС «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», а также приказами Минфина России от 30 ноября 2018 г. № 243н и 244н, внесшими изменения в Инструкции по составлению отчетности соответственно № 33н и 191н. В настоящей статье мы рассмотрим обновленный порядок составления баланса на практических примерах.
Порядок проведения годовой инвентаризации
В предыдущей статье мы рассмотрели общий порядок проведения инвентаризации, особенности выявления активов и порядок принятия на учет излишков материальных ценностей, выявленных при ее проведении. В данной статье проанализируем правила урегулирования недостач, а также общий порядок проведения обесценения активов.
Порядок проведения инвентаризации в 2018 году
В связи со вступлением в силу федеральных стандартов бухгалтерского учета порядок проведения инвентаризации и ее цели поменялись. В статье мы рассмотрим общие правила проведения этой процедуры, а также особенности отражения результатов инвентаризации в учете учреждений государственного сектора.
Порядок учета субсидий на иные цели
В прошлом номере нами был рассмотрен новый порядок учета субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. При этом порядок учета субсидий на иные цели существенно отличается. Рассмотрим его подробнее.
Порядок учета субсидий на финансовое обеспечение госзадания в 2018 году
В соответствии с законодательством бюджетным и автономным учреждениям может предоставляться финансирование в форме субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. В статье будут рассмотрены порядок учета и начисления таких доходов, правила возврата остатков указанных средств, а также ответственность учреждения (и учредителя) за нарушение порядка финансирования государственного (муниципального) задания.
События после отчетной даты
С 1 января 2019 года вступает в силу СГС «События после отчетной даты». Рассмотрим, как он повлияет на особенности ведения учета и формирования отчетности учреждений государственного сектора.
Изменения в учете учреждений госсектора
В мае 2018 года вступили в силу приказы Минфина России, серьезно меняющие инструкции по учету для всех типов учреждений, приводящие их в соответствие с действующими с 1 января 2018 года федеральными стандартами учета. Продолжаем рассматривать новшества на практических примерах1.
Изменения в учете учреждений госсектора
В мае 2018 года вступили в силу приказы Минфина России, серьезно меняющие инструкции по учету для всех типов учреждений, приводящие их в соответствие с действующими с 1 января 2018 года федеральными стандартами учета. Рассмотрим эти изменения подробно.
Порядок формирования отчета о движении денежных средств с 2019 года
Приказом Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 278н был утвержден федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Отчет о движении денежных средств». Рассмотрим формирование этого документа в соответствии с новыми правилами и сравним с порядком заполнения, существующим в настоящее время.
Порядок списания основных средств
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденный приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 257н (далее — СГС «Основные средства»), вступил в силу 1 января 2018 года. В соответствии с его положениями меняется порядок списания основных средств. Рассмотрим в статье эти новшества поэтапно и на практическом примере.
Особенности учета финансовой аренды
В конце 2017 года Минфин России подготовил методические указания по переходу и по применению федерального стандарта «Аренда». В предыдущем номере журнала нами был рассмотрен порядок учета операционной аренды у арендодателя и у арендатора. Однако этот стандарт предлагает особый порядок учета объектов финансовой аренды, ранее не применявшийся в бюджетном учете. Рассмотрим его как со стороны арендодателя, так и со стороны арендатора.
Особенности учета операционной аренды и безвозмездного пользования
В конце 2017 года Минфин России подготовил методические указания по переходу и по применению федерального стандарта «Аренда», в котором описал особенности учета арендных отношений у арендодателя и у арендатора. В данном материале рассмотрим операции по учету арендных отношений на практических примерах как в учете арендодателя, так и в учете арендатора.
Порядок перехода на применение федеральных стандартов в межотчетный период
В конце 2017 года Минфин России подготовил методические указания по первому применению федеральных стандартов «Аренда» и «Основные средства». В связи с этим всем учреждениям государственного сектора ряд операций следует оформить в межотчетный период. Рассмотрим на примерах.
Обновленный порядок составления и представления отчетности учреждениями
В конце 2017 года вступили в силу изменения в порядок составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской и бюджетной отчетности государственных (муниципальных) учреждений. Рассмотрим положения, которые следует применять уже при составлении ближайшей годовой отчетности.
Порядок отражения некассовых операций
Довольно часто учреждения в своей деятельности сталкиваются с операциями погашения обязательств (получения доходов) без движения денежных средств по их лицевым счетам. Такие операции называются некассовыми операциями и подлежат особому отражению в форме Отчета об исполнении учреждением плана его финансовохозяйственной деятельности (далее — Отчет (ф. 0503737)). Программы автоматизации учета, как правило, не осуществляют автоматическое отражение таких операций в Отчете (ф. 0503737). Рассмотрим, каким образом бухгалтеру следует отразить некассовые операции в учете и отчетности.
События после отчетной даты: порядок отражения в 2018 году
В соответствии с Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденной приказом Минфина России от 10 апреля 2015 г. № 64н (далее — Приказ № 64н), с 1 января 2018 года предполагается вступление в силу федерального стандарта «События после отчетной даты» (далее — Стандарт). В настоящее время на официальном сайте Минфина России опубликован проект будущего Стандарта, который предполагается к применению всеми учреждениями начиная с 2018 года. Рассмотрим его основные положения и отметим их отличие от действующего законодательства.
Новые правила формирования учетной политики в 2018 году
В соответствии с Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденной приказом Минфина России от 10 апреля 2015 г. № 64н (далее — Приказ № 64н), с 1 января 2018 года предполагается вступление в силу федерального стандарта «Учетная политика, оценочные значения и ошибки» (далее — Стандарт). Рассмотрим основные положения и отметим отличия в сравнении с действующим законодательством.
Особенности учета объектов аренды в соответствии с требованиями федерального стандарта «Аренда»
Обзор, утвержденный Президиумом Верховного Суда России 28 июня 2017 г. (далее — Обзор), стал без преувеличения новым шагом в регулировании закупок. Многие ситуации, прямо не урегулированные в законе или допускающие двоякое толкование, получили разрешение в документе высшего судебного органа страны. По этой причине Обзор имеет актуальное прикладное значение, и его ключевые тезисы будут полезными в работе любого заказчика.
Правила представления бухгалтерской (финансовой) отчетности при применении федеральных стандартов в 2018 году
Приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. № 260н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (далее — Стандарт) предусмотрен ряд правил, устанавливающих порядок составления, представления и публикации отчетности учреждений. Каким образом положения настоящего Стандарта повлияют на организацию учетной работы в 2018 году?
Учет и отчетность при применении федеральных стандартов в 2018 году
В конце 2016 года Минфин России издал приказ от 31 декабря 2016 г. № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (далее — Стандарт). Он вступает в силу и применяется всеми учреждениями государственного сектора с 1 января 2018 года. Рассмотрим, каким образом положения настоящего Стандарта повлияют на организацию учетной работы в 2018 году.
Обзор федерального стандарта «Обесценение активов»
Особенности учета и налогообложения грантов, пожертвований и подарков
Довольно часто в своей деятельности учреждения сталкиваются с пожертвованиями, грантами, дарением и прочими случаями безвозмездного получения имущества, в том числе и денежных средств. По бухгалтерскому (бюджетному) и налоговому учету такого имущества возникает ряд вопросов, которые будут рассмотрены в статье.
Обзор федерального стандарта «Основные средства»
В предыдущей статье мы начали обзор федерального стандарта «Основные средства»1. В частности, рассмотрели особенности принятия к учету основных средств, правила определения первоначальной стоимости, а также особенности классификации. В настоящей статье уделим внимание особенностям начисления амортизации, порядку списания основных средств, а также правилам первичного применения стандарта учреждениями в 2018 году.
Обзор федерального стандарта «Основные средства»
Минфином России был опубликован приказ от 31 декабря 2016 г. № 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства». В соответствии с ним с 1 января 2018 года вносятся существенные изменения в порядок учета основных средств в учреждениях государственного сектора. В настоящей статье будет приведен обзор положений данного стандарта и его постатейное сравнение с действующими правилами учета основных средств.
Порядок безвозмездной передачи основных средств в учреждениях государственного сектора
В предыдущей статье[1] был рассмотрен порядок безвозмездного поступления основных средств в учреждения в зависимости от их типа. Как и в случае с поступлением, безвозмездная передача имущества имеет ряд особенностей в части оценки стоимости при передаче, документального оформления и бухгалтерского отражения. Указанные особенности рассмотрены в настоящей статье на практических примерах.
Порядок безвозмездного поступления основных средств в учреждениях государственного сектора
В хозяйственной деятельности учреждений часто возникают ситуации, в которых имущество передается безвозмездно. Эти передачи (или поступления) могут осуществляться как между учреждениями, так и между учреждением и коммерческой организацией или физическим лицом.
Порядок проведения и отражения результатов инвентаризации в организациях государственного сектора
В предыдущих статьях[1] нами были рассмотрены особенности проведения инвентаризации нефинансовых активов и отдельных видов финансовых активов. Важным разделом при проведении инвентаризации (особенно годовой) является инвентаризация расчетов. Особенности ее проведения и отражение ее результатов будут рассмотрены в настоящей статье.
Порядок проведения и отражения результатов инвентаризации в организациях государственного сектора
В предыдущей публикации[1] были рассмотрены общие принципы проведения инвентаризации в учреждениях на примере инвентаризации основных средств. В этой статье разберем особенности проведения таких мероприятий в отношении иных видов имущества и обязательств учреждения.
Порядок проведения и отражения результатов инвентаризации в организациях государственного сектора
Регулярное проведение инвентаризации имущества и обязательств учреждений является важнейшей контрольной процедурой финансовохозяйственной деятельности. При этом большинство вопросов ее проведения не рассматриваются в действующем законодательстве, а остаются обязательным элементом учетной политики учреждений. В настоящей статье на примере годовой инвентаризации будут рассмотрены общие вопросы проведения и оформления результатов инвентаризации в учреждениях всех типов.
Порядок направления сотрудников государственных (муниципальных) учреждений в служебные командировки
С конца 2014 года законодательство, регулирующее вопросы направления сотрудников в служебные командировки и возмещения командировочных расходов, претерпело существенные изменения. В настоящей статье рассматривается общий порядок командирования сотрудников учреждений государственного сектора.
Особенности учета налога на имущество в государственных (муниципальных) учреждениях
Довольно часто у учреждений возникают вопросы, связанные с начислением и уплатой налога на имущество. В отличие от рассмотренных нами ранее НДС и налога на прибыль[1] налог на имущество является региональным, и поэтому имеет особенности в части расчета налоговой базы и применения налоговых льгот. В статье рассмотрим общую схему обложения налогом на имущество, а также на примере нескольких регионов выделим особенности, которые необходимо учитывать учреждениям.
Особенности учета НДС в учреждениях: практический аспект
В предыдущей статье[1] были рассмотрены теоретические вопросы учета налога на добавленную стоимость в государственных (муниципальных) учреждениях. Сейчас мы рассмотрим практические примеры и хозяйственные ситуации, в которых учреждениям необходимо начислить и уплатить НДС, приведем порядок расчета налоговой базы и отражения операций на счетах бюджетного учета.
Особенности учета НДС в учреждениях: теоретический аспект
Зачастую при ведении приносящей доход деятельности учреждения сталкиваются с необходимостью уплаты налога на добавленную стоимость. В статье рассмотрены общие принципы учета НДС в деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений.
Порядок отражения операций с начислением и уплатой налога на прибыль в учете
В статье мы продолжим рассматривать общие принципы начисления и уплаты налога на прибыль учреждениями. Ранее были затронуты операции, встречающиеся у большинства учреждений — платные услуги (работы), сдача имущества в аренду.
Порядок отражения операций с начислением и уплатой налога на прибыль в учете
Учет штрафных санкций в государственном (муниципальном) учреждении
В хозяйственной деятельности учреждений всех типов довольно часто возникают ситуации невыполнения контрагентами условий заключенных договоров (государственных контрактов). В этом случае учреждения начисляют штрафы за нарушение условий договоров. В статье рассмотрен порядок бюджетного учета, а также особенности налогообложения указанных операций.
Общий порядок реализации основных средств государственными (муниципальными) учреждениями
Приобретение основных средств за счет нескольких источников финансирования
В некоторых случаях учреждение сталкивается с ситуациями, когда для приобретения основных средств или иного имущества необходимо использовать средства более чем из одного источника финансирования. Статья посвящена порядку бюджетного учета таких операций.
Общий порядок отражения операций по санкционированию расходов учреждений
В статье рассматривается общий порядок отражения бюджетными учреждениями операций на счетах санкционирования, начиная с постановки плановых показателей в начале года и заканчивая переносом принятых и неисполненных обязательств учреждений.